• Main Navigation
  • Main Content
  • Sidebar

Электронные библиотеки

  • Главная
  • О нас
    • О журнале
    • Цели и задачи
    • Тематика
    • Главный редактор
    • Редакция
    • Отправка материалов
    • Заявление об открытом доступе
    • Заявление о конфиденциальности
    • Контакты
  • Текущий выпуск
  • Архивы
  • Регистрация
  • Вход
  • Поиск
Издается с 1998 года
ISSN 1562-5419
16+
Language
  • Русский
  • English

Найти

Расширенные фильтры

Результаты поиска

Новые возможности преобразования Фурье: как описать произвольный частотно-фазовый модулированный сигнал?

Равиль Рашидович Нигматуллин, Александр Алексеевич Литвинов, Сергей Игоревич Осокин
378–397
Аннотация:

В работе построено преобразование любого произвольного сигнала в строго периодическую форму, которое позволяет применять обычное преобразование Фурье для аппроксимации уже преобразованного сигнала. Наиболее интересным приложением (по мнению авторов) является аппроксимация сигналов с частотно-фазовой модуляцией, которые фактически находятся внутри найденного преобразования. Это новое преобразование будет полезным для описания откликов различных сложных систем, когда отсутствует обычная модель описания. В качестве доступных данных мы рассматриваем метеоданные, соответствующие измерениям концентрации метана (CH4) в атмосфере в течение 4 недель наблюдений. Было важно рассмотреть интегральные (кумулятивные) данные и найти их амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Если рассматривать каждый столбец как сигнал с частотно-фазовой модуляцией, то АЧХ можно оценить с помощью преобразования Фурье, период которого равен 2π, что справедливо для любого анализируемого случайного сигнала. Такое «универсальное» преобразование Фурье позволяет описать широкий набор случайных сигналов и сравнить их между собой по АЧХ. Эти новые возможности традиционного Фурье-анализа позволяют преобразованию Фурье стать еще более востребованным инструментом в арсенале методов, используемых исследователями в области обработки данных.

Ключевые слова: преобразование Фурье, случайный сигнал, частотно-фазовый модулированный сигнал, амплитудно-частотная характеристика, сложные системы, метеорологические данные, вихревые ковариации.

О некоторых аспектах содержания математического образования в условиях цифровой экономики

Алия Анасовна Фатхуллина
202-209
Аннотация:

Современные условия ставят перед образованием новые задачи, в частности, перед математическим образованием, которое должно предоставлять каждому студенту возможность достижения необходимого уровня математической подготовки. В этой связи содержание математического образования должно играть решающую роль при переходе от компетенций, конкурирующих с тем, что компьютеры могут сделать, к компетенциям, дополняющим возможности компьютеров, что значительно улучшит востребованность выпускников в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: математическое образование, цифровизация, математические компетенции, цифровая экономика.

О реализации национального проекта «Образование» при подготовке математических кадров в вузе

Николай Иванович Попов, Елена Васильевна Яковлева, Людмила Николаевна Губарь
432-439
Аннотация: Статья посвящена анализу взаимосвязи национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с подготовкой преподавателей математики и информатики в вузе. Выделены основные направления указанного проекта, которые должны стать основой модернизации образовательных программ, направленных на подготовку специалистов в области математики и информатики, педагогов рассматриваемых предметных областей.
Ключевые слова: модернизация системы образования, обучение математике и информатике, информационные технологии, междисциплинарный подход.

Stem-образование в современной школе в рамках проектной деятельности по естественно-научным дисциплинам

Тамара Юрьевна Гаврилова, Ольга Григорьевна Игнатова
547-555
Аннотация: Рассмотрен вопрос STEM-образования в современной школе и методических подходах к его реализации на предметах естественно-научного цикла в рамках проектной деятельности. Приведен пример этапов работы над проектом, разбиения на предметные сферы. Поскольку STEM образование подразумевает не только получение знаний по отдельным предметам, но и применение их на практике, ключевым моментом работы над проектом становится практическое применение. В рамках предметной области «Математика и информатика» это предполагает совершение расчетов и представление конечных результатов с помощью современных технических средств. Таким образом предмет математики переходит из рамок академического знания в рамки практических умений. В частности, в статье приведен пример формирования финансовой грамотности обучающегося в рамках работы над проектом. STEM-обучение позволяет объединить научные методы, математическое моделирование, технологические приложения и инженерный дизайн. Тем самым формируется инновационное критическое мышление, появляется возможность и необходимость интегрированного обучения по темам, в рамках которого происходит активная коммуникация обучающихся и формируется новое образовательное пространство.
Ключевые слова: STEM-образование, проектная деятельность, интегрированное обучение, методика обучения.

Интернет вещей – «цифровым аборигенам» и их родителям

Диана Александровна Богданова
72-81
Аннотация: На основании публикаций в западной научной литературе и средствах массовой информации рассмотрено разнообразие интернет-игрушек, предлагаемых на рынке в настоящее время. Сформулированы ожидания по взаимодействию компаний-производителей с потребителями продукции. Приведены рекомендации для родителей по покупке и пользованию интернет-игрушками.
Ключевые слова: интернет-игрушки, безопасность интернет-игрушек, соблюдение конфиденциальности, персональные данные, защита конфиденциальности, цифровые аборигены, игрушки «в реале», «Хелло, Барби!».

Подход к созданию HTML-версии научной статьи из рукописи в формате MS Word для издательства с малым бюджетом

Римма Юрьевна Скорнякова
1064–1089
Аннотация:

Наиболее распространенным подходом к созданию HTML-версии журнальной статьи среди научных издательств является предварительное создание XML-версии статьи в соответствии с NISO стандартом Journal Article Tag Suite (JATS) с дальнейшим автоматическим преобразованием в форматы HTML и PDF. Однако получение XML-версии статьи из рукописи в формате .docx текстового процессора MS Word, часто используемого авторами, при наличии в ней большого числа сложных формул и таблиц является непростой задачей. Имеющиеся программные средства либо не справляются с ней в полном объеме, либо обходятся дорого и не доступны для малых издательств с ограниченным бюджетом.


В настоящей работе предложен подход к созданию HTML-версии журнальной статьи из рукописи в формате .docx, содержащей формулы в формате MathType, который не требует от издательства значительных финансовых и временных затрат, и описан реализованный на данный момент прототип лежащего в основе этого подхода конвертера научных статей из формата .docx в форматы HTML и JATS XML, применимый для препринтов ИПМ им. М.В. Келдыша.

Ключевые слова: HTML-версия научной статьи, XML-версия научной статьи, JATS XML, преобразование научных статей из формата .docx в html.

Вклад сетевых сообществ в образование

Е.Д. Патаракин

Автоматизация распараллеливания программ для многоядерных процессоров с распределенной локальной памятью

Антон Павлович Баглий, Никита Максимович Кривошеев, Борис Яковлевич Штейнберг
135–153
Аннотация:

В статье идет речь о создании распараллеливающих компиляторов для вычислительных систем с распределенной памятью. Промышленные распараллеливающие компиляторы распараллеливают программы для вычислительных систем с общей памятью. Преобразование последовательных программ для вычислительных систем с распределенной памятью требует разработки дополнительных функций. Это становится актуальным для перспективных систем на кристалле с сотнями и более ядер. В терминах графа информационных связей сформулировано условие распараллеливания программного цикла на вычислительную систему с распределенной памятью.

Ключевые слова: автоматизация распараллеливания, распределенная память, преобразования программ, размещение данных, пересылки данных.

Некоторые пути преодоления трудностей в изучении математических дисциплин будущими учителями

Любовь Николаевна Евелина, Ольга Михайловна Кечина
356-366
Аннотация: Описаны основные трудности, с которыми сталкиваются студенты на начальном периоде обучения в высшем учебном заведении в рамках изучения математических дисциплин. Приведены возможные пути преодоления этих трудностей для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» – будущих учителей математики – на примере дисциплины «Математический анализ».
Ключевые слова: изучение математических дисциплин, трудности в усвоении математического содержания, подготовка учителя математики.

Рекомендательная система поиска экспертов для проведения научного рецензирования в математическом журнале

Александр Михайлович Елизаров, Евгений Константинович Липачёв, Шамиль Махмутович Хайдаров
708-732
Аннотация: Предложен подход к организации экспертной оценки научного документа, представленного для публикации в математический журнал. Ограничение предметной области связано с использованием системы математической классификации Mathematical Sciences Classification System – MSC. Представлена рекомендательная система, позволяющая сформировать список возможных экспертов для проведения процедуры научного рецензирования математической статьи. Эта рекомендательная система использует коды MSC2020, изначально представленные автором статьи. Если в статье указаны коды MSC2000 или MSC2010, производится их автоматическое преобразование в коды MSC2020. Для каждого эксперта в системе поддерживается персональный профиль, который содержит набор кодов MSC2020, дополненный числовыми характеристиками, – весами, вычисленными для каждого кода в соответствии с системой учета компетенций, предпочтений или отказов от участия в процедуре рецензирования, сформированных в процессе предыдущей работы в качестве эксперта. Этот набор автоматически редактируется в случае включения эксперта в список возможных рецензентов – повышаются или уменьшаются веса нескольких кодов, а также добавляются новые коды. Рекомендательная система реализована в виде встроенного инструмента (плагина) платформы Open Journal Systems (OJS). Разработанный метод апробирован в информационной системе научного журнала Lobachevskii Journal of Mathematics (https://ljm.kpfu.ru).
Ключевые слова: информационная система научного журнала, Open Journal Systems, рабочий процесс рецензирования, автоматический выбор рецензентов, Mathematics Subject Classification 2010, Lobachevskii Journal of Mathematics.

Цифровая инфраструктура электронного научного журнала: автоматизация редакционно-издательских процессов и система сервисов

Миляуша Салахутдиновна Галявиева, Александр Михайлович Елизаров, Евгений Константинович Липачёв
408-465
Аннотация:

Описаны современные модели и средства публикации и распространения научных знаний. Охарактеризованы современные информационные системы управления научными изданиями и сервисы, определяющие их функциональность.

Введено понятие цифровой инфраструктуры электронного научного журнала как комплекса, который объединяет программную платформу, реализующую основные рабочие процессы управления электронным журналом, и информационные системы, которые обеспечивают функционирование как основных, так и дополнительных сервисов, учитывающих, в частности, специфику предметной области журнала.

Представлен подход к организации цифровой инфраструктуры электронного научного журнала на основе открытой программной системы Open Journal Systems (OJS). Предложены сервисы, расширяющие функциональные возможности этой системы и учитывающие специфику предметной области научных журналов. На основе технологии расширения функционала OJS созданы программные модули, обеспечивающие автоматизацию ряда редакционных процессов электронного научного журнала.

Представлена система сервисов автоматической обработки коллекций научных документов. Эти сервисы обеспечивают проверку соответствия документов коллекций принятым правилам формирования коллекций и преобразования документов в установленные форматы; структурный анализ документов и извлечение метаданных, а также их интеграцию в научное информационное пространство. Система сервисов позволяет автоматически выполнять набор операций, который не реализуем за практически приемлемое время при традиционной «ручной» обработке электронного контента, и предназначена для обработки больших коллекций научных документов.

Охарактеризованы алгоритмы автоматической стилевой валидации текстов на этапе регистрации статьи в информационной системе электронного научного журнала, автоматического подбора рецензентов, рассылки уведомлений и контроля сроков рецензирования.

Представлены методы обработки документов, содержащих математические формулы, в частности, алгоритм поиска по формулам в коллекциях математических документов. Указаны основные идеи, подходы и уже полученные результаты по разработке семантических технологий управления математическими знаниями, в том числе, подход к построению рекомендательных систем на основе онтологий математического знания и метод автоматизации процесса первичной обработки научной статьи, использующей TеX-нотацию.

Охарактеризована проблема построения системы анализа и оценки информационного и социального воздействия публикуемого научного контента на его пользователей. Проведено сопоставление традиционных (библиометрических и наукометрических) и альтернативных показателей такой оценки. Описан мировой опыт использования информетрических сервисов на сайтах научных журналов. Обсуждены варианты реализации этих подходов в рамках цифровой инфраструктуры электронного научного журнала.

Ключевые слова: издательские системы, современные модели публикации и распространения научных знаний, информационное общество, электронный научный журнал, информационные системы управления научными изданиями и публикациями, интеграция электронных ресурсов.

Наука программирования в математических олимпиадах

Николай Вячеславович Шилов, Светлана Олеговна Шилова
474-479
Аннотация: Обсуждены примеры олимпиадных задач по математике, которые следует отнести к теории программирования и решать методами этой теории. Главный вывод, который мы при этом пытаемся обосновать, состоит в следующем: к сожалению, образование в области классической и прикладной математики не учитывает целесообразность преподавание теории программирования будущим математикам.
Ключевые слова: математические олимпиады, теория программирования, устранение рекурсии, графовые грамматики, задача достижимости в графе.

Принципы развития экспертной компетентности обнаружения заимствований

Наталия Николаевна Пачина, Ольга Николаевна Блинникова, Романович Георгий Пачин
344-353
Аннотация: Раскрыта сущность экспертной компетентности обнаружения заимствований(ОЗ), дано определение уровней развития экспертной компетентности ОЗ, предложена разработанная методика «Определение уровня развития у работников образования экспертной компетентности обнаружения заимствований в документах», раскрыты принципы развития экспертной компетентности ОЗ.
Ключевые слова: экспертная компетентность, обнаружение заимствований, уровни развития, методика, принципы развития.

Использование наукометрических баз данных при экспертизе научно-технических проектов

Светлана Юрьевна Тузова
450-458
Аннотация: Обсуждены методы информационно-аналитической поддержки экспертизы научно-технических проектов в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», а также представлены результаты опроса независимых экспертов по оценке результативности указанной поддержки.
Ключевые слова: научно-техническая экспертиза, опрос экспертов, федеральная целевая программа, ФЦП, научно-технический проект.

Интернет и образование

А.М. Шкроб
1 - 15 из 15 результатов
Информация
  • Для читателей
  • Для авторов
  • Для библиотек
Отправить материал
Текущий выпуск
  • Логотип Atom
  • Логотип RSS2
  • Логотип RSS1

Электронные библиотеки

ISSN 1562-5419

Информация

  • О журнале
  • Цели и задачи
  • Тематика
  • Руководство для авторов
  • Отправка материалов
  • Заявление о конфиденциальности
  • Контакты
  • eLIBRARY.RU
  • dblp computer science bibliography

Отправить статью

Авторам нужно зарегистрироваться в журнале перед отправкой материалов, или, если вы уже зарегистрированы, можно просто войти со своей учетной записью и начать процесс отправки, состоящий из пяти шагов.

Отправить материал
Больше информации об этой издательской системе, платформе и рабочем процессе от OJS/PKP.

© 2015-2025 Казанский (Приволжский) федеральный университет; Институт развития информационного общества