• Main Navigation
  • Main Content
  • Sidebar

Электронные библиотеки

  • Главная
  • О нас
    • О журнале
    • Цели и задачи
    • Тематика
    • Главный редактор
    • Редакция
    • Отправка материалов
    • Заявление об открытом доступе
    • Заявление о конфиденциальности
    • Контакты
  • Текущий выпуск
  • Архивы
  • Регистрация
  • Вход
  • Поиск
Издается с 1998 года
ISSN 1562-5419
16+
Language
  • Русский
  • English

Найти

Расширенные фильтры

Результаты поиска

Социально-психологические особенности работы с обучающимися по повышению процента оригинальности научно-исследовательских работ

Николай Александрович Котелевцев
37-45
Аннотация: Рассмотрены социально-психологические особенности работы с обучающимися по повышению процента оригинальности научно-исследовательских работ. Представлены результаты проведенного экспериментального исследования. В качестве детерминант, обуславливающих стремление к повышению научности и оригинальности работ членов учебных групп, выделены совместная деятельность и уровень развития коллектива. Установлена зависимость между внедрением технологий построения развивающих социальных сред по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву в образовательный процесс и развитием субъектных качеств, как личности, так и группы. В качестве гипотетического положения выдвинуто предположение о том, что степень включенности группы в социальную среду и уровень развития коллектива способствуют формированию у обучающихся установки на продуктивную совместную деятельность в рамках выполнения научно-исследовательских работ. Положительный социально-психологический климат в учебной группе и общий уровень мотивационных установок опосредуют вероятность высокой оригинальности научного текста у обучающихся. В исследовании приняло участие более 200 человек. В итоге установлено, что на фоне преобладания совместно-индивидуальной формы организации совместной деятельности у большинства обучающихся отмечается средний уровень оригинальности текста научно-исследовательских работ. В жизнедеятельность учебных групп вносились следующие изменения: внедрение совместно-взаимозависимой формы организации совместной учебной и воспитательной работы, организация научных кружков с включением в них испытуемых, введение рейтинговой оценки степени оригинальности текстов научно-исследовательских работ обучающихся. В результате нами наблюдались положительные динамические сдвиги как на качественном, так и количественном уровнях. Внедрение в жизнедеятельность групп совместно-взаимозависимой формы организации совместной учебной и воспитательной работы способствовало раскрытию научного потенциала обучающихся на фоне обучения (в научно-популярной и игровой форме) принципам построения научного текста, работе с методической литературой, организации исследовательской деятельности (от теоретического до экспериментального уровня). Таким образом, можно говорить о том, что выделенные социально-психологические компоненты способствуют развитию личностных качеств обучающихся, тем самым повышая степень их ответственности за достоверность и оригинальность предоставления теоретической и практической информации в рамках выполняемых научно-исследовательских работ.
Ключевые слова: оригинальность, развивающая социальная среда, мотивация, психологический климат, совместная деятельность.

Роль электронной среды академических знаний в повышении конкурентоспособности образовательных услуг

Евгений Николаевич Бабин
369-389
Аннотация:

Указаны противоречия и тенденции информатизации высшей школы. На основе обзора ряда исследований в области проблем электронной научно-образовательной среды и подробного изложения электронных сервисов Казанского национального исследовательского технического университета обоснована необходимость формирования открытой модели академических знаний университета. В статье изложены цель и функции открытой модели академических знаний, главным образом – для непрерывного образования и взаимодействия с бизнес-средой. В частности, предложены виртуальные центры компетенций как инструмент совместного с бизнес-средой управления образовательной и научной деятельностью для усиления конкурентоспособности образовательных услуг.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронный университет, система управления знаниями, организационные знания, академические знания, управленческие знания, образовательные услуги, компе-тентностный подход, университет, конкурентоспособность.

Балльно-рейтинговая система оценки результатов учебной деятельности бакалавров при изучении дисциплины «Алгебра»

Екатерина Олеговна Шумакова, Светлана Анатольевна Севостьянова
486-491
Аннотация: Представлен вариант балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов при изучении дисциплины «Алгебра». Описаны этапы формирования итоговой оценки и ее коррекции в течение семестра.
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, математические дисциплины, алгебра, оценка результатов.

Об особенностях проектирования индивидуальных образовательных маршрутов по математике

Анжела Ринатона Хасаншина, Ольга Викторовна Разумова
730-736
Аннотация: Раскрыты некоторые подходы решения проблемы педагогического проектирования учебной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Рассмотрены особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов по математике.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, индивидуальный образовательный маршрут, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов по математике.

Использование систем динамической математики в проектной деятельности учащихся

Василь Игоревич Ярошевич
231-238
Аннотация: Рассмотрены пути использования систем динамической математики (Geogebra и др.) в проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Исследованы преимущества рассматриваемого подхода в сравнении как с использованием компьютерных программ в рамках стандартного учебного процесса, так и в сравнении с традиционными подходами в организации проектной деятельности.
Ключевые слова: системы динамической математики, математические программы, проектная деятельность, обучение математике, Geogebra.

Редкие и ценные издания в научной библиотеке Пермского государственного национального исследовательского университета: история и перспективы развития (к 100-летнему юбилею университета)

Т.В. Баринова
Аннотация: Краткая история формирования фонда редких изданий в Научной библиотеке Пермского государственного научного исследовательского университета. Обзор научной и практической деятельности по выявлению, обеспечению сохранности и актуализации книжных памятников. Вневедомственное сотрудничество, общественная и экскурсионно-просветительская деятельность. Поэтапное создание библиотечно-музейной экспозиции книжных памятников. Поиски новых путей актуализации фонда редких изданий.
Ключевые слова: история Пермского университета, история библиотеки, региональный центр «Книжные памятники Прикамья», цифровые библиотеки, экскурсионная деятельность, экспозиция книжных памятников.

Принципы справедливости как честности в издательской деятельности в сфере образования

46-66
Аннотация: Представлены результаты исследования проблемы плагиата. Рассматриваются причины его распространения в издательской и образовательной деятельности и способы искоренения. Обоснованы такие корневые причины этого явления, как утрата традиции доверия в издательской деятельности с обновлением состава авторов; нечувствительность к издательской этике современных авторов, выращенных в период лояльности к плагиату; коммерциализация способов борьбы с плагиатом; слабая мотивация авторов к издательской деятельности. Для обоснования методологического подхода к решению проблемы нечестности в издательской деятельности, включая плагиат, предложена концепция справедливости как честности Дж. Ролза. С ее помощью обоснована идея о формировании системы взаимоотношений «издательство–авторы» на основе принципов справедливости как честности. Предложен подход к формированию этического рамочного порядка в цепи взаимоотношений «издательство–авторы –студенты–разработчики ПО–работодатели» на основе принципов справедливости, таких, как равенство прав требований собственных выгод, взаимной честности; этических ограничений на действия, наносящие ущерб находящимся в наихудшем положении, которыми являются студенты-читатели. Предложена процедура разработки и согласования принципов справедливости в издательской деятельности с помощью сайта издательства. Эти принципы целесообразно отражать в этическом кодексе издательской деятельности.
Ключевые слова: смена поколений авторов, нечувствительность к издательской этике, несправедливость издательств, сотворение справедливости, справедливость как жестокость, справедливость как честность.

Библиотека и музей Кабинета географии Императорского Казанского университета

Елена Геннадьевна Гущина
905-913
Аннотация: В статье рассмотрен процесс создания и развития библиотеки и музея как части учебно-научной материальной базы Кабинета географии при кафедре географии и этнографии Императорского Казанского университета. Из ежегодных отчетов о деятельности кафедры видно, что комплектование библиотеки новыми, современными на тот момент изданиями, а Этнографического музея – коллекциями, происходило систематически. Эти процессы были связаны между собой и направлены на создание качественной комплексной материальной базы для развития учебного и научного процесса. В статье особо подчеркнуто, что ведущая роль в процессах формирования библиотеки и музея принадлежала заведующим кафедрой географии и этнографии П. И. Кротову, который создал Кабинет географии, и Б. Ф. Адлеру, который усовершенствовал и развил не только сам Кабинет географии, но и этнографическую науку в Поволжье и России в целом. Например, обладая широкими академическими связями, как с российскими, так и с зарубежными учеными, Б. Ф. Адлер многие издания и предметы для Кабинета географии получал в дар. Это позволило за год увеличить в несколько раз как библиотеку, так и музей при Кабинете географии. Научно организованный кабинет, обладающий комплексными коллекциями и профессиональной литературой, стал качественной источниковой базой для развития этнографической науки в Казанском университете.
Ключевые слова: библиотека, музей, кабинет, университет, история науки, этнография, география, Кротов, Адлер, Казанский университет.

Динамические адаптивные тесты-тренажеры в преподавании математики

Павел Петрович Дьячук, Павел Петрович Дьячук (мл.), Людмила Васильевна Шкерина
57-64
Аннотация: Рассмотрено динамическое адаптивное тестирование учебной деятельности учащихся старших классов средних школ г. Красноярска по решению математических задач по преобразованию графиков квадратичной функции в электронных проблемных средах. Динамический адаптивный тест-тренажер позволил провести: пред-тест, диагностирующий уровень остаточных знаний учащихся; динамическую оценку учебной деятельности в процессе самообучения решению задач; пост-тест, диагностирующий уровень обученности учащихся.
Ключевые слова: динамическая оценка, учебная деятельность, проблемная среда, управление, диагностика.

Развитие межпредметных связей в процессе преподавания математики будущим архитекторам

Николай Петрович Пучков, Татьяна Юрьевна Забавникова
128-136
Аннотация: Обсуждены вопросы развития межпредметных связей на современном этапе становления цифрового образования при подготовке студентов-архитекторов. Отстаивается идея укрепления межпредметных связей, математики и архитектуры путём нового содержательного пополнения образовательных программ, освоения навыков цифровизации при решении математическими методами актуальных задач архитектуры, привлечения в учебную деятельность элементов соревнования, реализованного с применением веб-технологий.
Ключевые слова: межпредметные связи, цифровая образовательная среда, цифровая архитектура, мотивация изучения математики.

Компетентностный подход в обучении высшей математике студентов-бакалавров направления подготовки 13.03.02 – «Электроэнергетика и электротехника» в нефтегазовом вузе

Татьяна Анатольевна Бродская
542-546
Аннотация: Целью математической подготовки бакалавров технических специальностей в рамках компетентностного подхода является формирование математической компетентности специалиста, которая выражается в способности выпускников применять математические методы в профессиональной деятельности. Компетенции приобретаются студентами в процессе освоения содержания образования, зафиксированного в образовательных стандартах и учебных программах дисциплин. Используя новые методы и формы организации учебного процесса, применяя новые средства обучения, можно сформировать компетенции на лекционных и практических занятиях по высшей математике.
Ключевые слова: компетентностный подход, математическая подготовка в нефтегазовом вузе.

Подход к индивидуализации и контролю деятельности студента в ходе просмотра видеолекции

Максим Юрьевич Новиков
64-74
Аннотация:

Статья посвящена вопросу применения цифровых образовательных сервисов в процессе обучения студентов высших учебных заведений. На основе опыта применения различных методов обучения и цифровых ресурсов в обучении студентов предложены новые цифровые решения, которые решают часть дидактических задач и предоставляют новые возможности для организации процесса обучения. Основной обсуждаемый вопрос – возможность индивидуализации и контроля процесса обучения в случае использования преподавателем обучающих видеоматериалов. Путем сравнения традиционной очной лекции и обучающего видео описаны положительные и отрицательные эффекты каждого из подходов к выдаче лекционного материала. На основе результатов такого сравнения предложена модель видеолекции, включающая в себя интерактивные элементы обратной связи.

Ключевые слова: методы обучения, видеоуроки, обучающее видео, цифровые сервисы.

Подготовка учителя информатики в условиях современной образовательной среды педагогического вуза

Ольга Павловна Жигалова
65-71
Аннотация: Определены профессиональные задачи, которые необходимо решать учителю информатики в условиях цифровой образовательной среды. Автором представлен опыт организации и сопровождения научно – исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, связанной с изучением области применения цифровых технологий в образовании.
Ключевые слова: педагогическое образование, бакалавр педагогического образования, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, условия организации профессиональной подготовки учителя.

О проектном подходе в обучении студентов информационных направлений подготовки

Игорь Иванович Василишин, Евгений Сергеевич Хаймин, Людмила Эдуардовна Хаймина
210-215
Аннотация: Рассмотрен проектный подход в организации математической подготовки студентов по информационным направлениям подготовки. Дано краткое описание образовательных и исследовательских проектов.
Ключевые слова: проекты, образовательная деятельность, математическая подготовка, электронная среда, цифровая экономика.

Методико-математические основы логико-понятийной компетенции в деятельности современного учителя математики

Василий Иванович Горбачев
331-340
Аннотация: Наряду с общепредметными, в содержании логико-понятийной компетенции выделены и методико-математические основы ее становления. В предметно-математическом плане в качестве базовой представлена методико-математическая адаптация психолого-дидактических закономерностей становления системы субъектного предметного знания. Ее дополняют специфические методико-математические закономерности: становления абстрактного математического мышления и его компонентов; структурного формирования пространственного и теоретико-пространственного типов мышления; анализа системы математического знания в содержании учебной математической теории; интеграции математического языка, математической речи и математического мышления; понятийно-категориальной интеграции учебных математических теорий.
Ключевые слова: предметные компетенции учебной математической деятельности, содержание логико-понятийной компетенции, методико-математические основы.

Музей истории и научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Опыт сотрудничества в 2017–2019 гг.

Фарида Равилевна Вагапова, Светлана Анатольевна Фролова
890-904
Аннотация: Музей истории Казанского университета посвящен двухвековой истории возникновения, становления и развития Казанского университета – от императорского до федерального. Основной раздел экспозиции рассказывает о научных школах, выдающихся исследователях и открытиях, принесших Казанскому университету и его ученым всемирную известность. Большое внимание уделено знаменитым студентам и выпускникам университета: государственным деятелям, деятелям науки, культуры, литературы и искусства, спорта. Среди них С.Т. Аксаков, Н.И. Лобачевский, И.М. Симонов, А.М. Бутлеров, Л.Н. Толстой, В.И. Ульянов-Ленин, Е.К. Завойский, А.Е. Арбузов и др. В экспозиции показана роль передовых ученых и демократически настроенного казанского студенчества в общественно-политической жизни России XIX – начала ХХ вв. В каждом разделе экспозиции можно увидеть реликвии прошлого и настоящего, ставшие свидетелями множества событий в истории университета и страны.Кроме основной экспозиции, в состав музея входит мемориальный комплекс: Императорский зал и лекционная аудитория юридического факультета с интерьером конца ХIХ – начала XX вв., где слушали лекции студенты Л. Толстой, В. Ульянов и другие. Настоящая статья посвящена направлениям сотрудничества Музея истории Казанского университета и Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета в 2017–2019 гг., таким, как выставочная и культурно-образовательная деятельность по сохранению и популяризации наследия университета.
Ключевые слова: музей истории Казанского университета, выставки, наследие университетов, Общество археологии истории и этнографии при Казанском университете.

Stem-образование в современной школе в рамках проектной деятельности по естественно-научным дисциплинам

Тамара Юрьевна Гаврилова, Ольга Григорьевна Игнатова
547-555
Аннотация: Рассмотрен вопрос STEM-образования в современной школе и методических подходах к его реализации на предметах естественно-научного цикла в рамках проектной деятельности. Приведен пример этапов работы над проектом, разбиения на предметные сферы. Поскольку STEM образование подразумевает не только получение знаний по отдельным предметам, но и применение их на практике, ключевым моментом работы над проектом становится практическое применение. В рамках предметной области «Математика и информатика» это предполагает совершение расчетов и представление конечных результатов с помощью современных технических средств. Таким образом предмет математики переходит из рамок академического знания в рамки практических умений. В частности, в статье приведен пример формирования финансовой грамотности обучающегося в рамках работы над проектом. STEM-обучение позволяет объединить научные методы, математическое моделирование, технологические приложения и инженерный дизайн. Тем самым формируется инновационное критическое мышление, появляется возможность и необходимость интегрированного обучения по темам, в рамках которого происходит активная коммуникация обучающихся и формируется новое образовательное пространство.
Ключевые слова: STEM-образование, проектная деятельность, интегрированное обучение, методика обучения.

Научно-исследовательская деятельность будущих учителей математики в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++

Марина Викторовна Овчинникова
413-419
Аннотация: Кратко охарактеризованы изменения основных видов профессиональной деятельности будущих учителей математики, описан опыт организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей математики на уровне бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: будущий учитель математики, научно-исследовательская деятельность, педагогическая экспертиза.

Специализация использования микрокомпьютеров

Феликс Освальдович Каспаринский
746-769
Аннотация: С 2015 года в информационной среде появились микрокомпьютеры (микроПК), представляющие собой компактный системный блок с минимальным функционалом без периферии. В статье представлены результаты анализа использования 6 различных микрокомпьютеров в различных сферах деятельности. Цель исследования – определить лимитирующие факторы, влияющие на эффективность целевого применения микрокомпьютеров. Установлено, что для научно-образовательных презентаций, офисной и трейдерской деятельности в настоящее время целесообразно использовать безвентиляторные микрокомпьютеры с перфорированным корпусом и внутренней WiFi-антенной, не менее 4 Гб оперативной и 64 Гб постоянной памяти, разъёмом карты памяти microSD (TF, не менее 128 Гб, файловая система NTFS), графическим ускорителем GPU Intel HD Graphics, интерфейсами USB3.0 и HDMI. На основе сравнительных экспериментов созданы методические рекомендации по оптимизации конфигурирования аппаратно-программной среды микрокомпьютеров в стационарных и мобильных условиях. Проанализированы проблемы крупных обновлений Windows 10, а также совместимости программного обеспечения Microsoft Store и сторонних производителей. Рекомендовано специализировать отдельные микрокомпьютеры для работы с 32-битными приложениями; бухгалтерскими и криптографическими программами; а также проведения презентаций с их видеозаписью. Предложены варианты оптимального конфигурирования меню «Пуск» рабочего стола Windows 10. Сделан вывод, что специализация аппаратно-программной конфигурации современных микрокомпьютеров позволяет увеличить эффективность работы с применением одиночных устройств и их сопряжённых систем в соответствии со стандартами BYOD (Bring Your Own Device).
Ключевые слова: микрокомпьюрер, микроПК, Windows 10, конфигурация, наука, образование, бизнес, трейдинг, BYOD.

Центр юридической базы в Центральной Азии

Хайтгуль Мухаммедовна Пирмедова
970-976
Аннотация: Ташкентский государственный юридический университет является базовым высшим образовательным и научно-методическим учреждением по подготовке юридических кадров в Узбекистане. Становление и развитие Информационно-ресурсного центра Ташкентского государственного юридического университета неразрывно связано с историей образования и развития самого университета. Автор рассказывает о деятельности Информационно-ресурсного центра, который является важнейшим звеном академической системы научной информации республики по юридическим наукам.
Ключевые слова: образование, университет, право, учебник, наука.

Информационно-поисковая деятельность и информационно-поисковые компетенции студентов (по итогам опроса)

Алла Александровна Витухновская
164-194
Аннотация:

Рассмотрено понятие «информационно-поисковая деятельность» и определено место такой деятельности в учебной работе студентов. Введено и проанализировано понятие «информационно-поисковые компетенции».

Проанализированы результаты проведенного нами опроса студентов младших курсов с целью изучения таких информационно-поисковых компетенций, как знание многообразия информационно-поисковых систем (ИПС) и способность адекватно выбирать и использовать ИПС при выполнени тематического, адресного и фактографического видов поиска информации. Студентам предлагался список из 14 вариантов ответов, включающих информацию как о традиционных ИПС, так и о современных электронных информационных системах.

Проведенное исследование показало, что студенты младших курсов знакомы с ограниченным кругом информационно-поисковых систем и в большинстве случаев при поиске выбирают поисковые системы интернета. Студенты практически игнорируют традиционные библиографические системы, а также источники информации, для пользования которыми требуются специальные знания и владение поисковыми стратегиями.

Очевидно, что необходима целенаправленная деятельность по формированию информационно-поисковых компетенций школьников и студентов на базе специального учебного курса.
Ключевые слова: поиск информации, информационно-поисковая деятельность, информационно-поисковые компетенции, студенты, анкетирование, информационно-поисковые системы, поисковые системы интернета, электронные каталоги, электронные библиотеки.

Работа с одаренными детьми по математике и информатике в школе

Венера Олеговна Гирфанова, Ирина Анатольевна Бусова
325-330
Аннотация: Эвристические приемы пронизывают весь процесс обучения математике и информатике, их применение актуально на любом этапе учебного процесса, при решении любого типа заданий. Учителю необходимо знание эвристик, чтобы помочь учащимся в их собственной деятельности, разобраться в сущности методов и научиться ими пользоваться.
Ключевые слова: математика, информатика, одаренность.
1 - 22 из 22 результатов
Информация
  • Для читателей
  • Для авторов
  • Для библиотек
Отправить материал
Текущий выпуск
  • Логотип Atom
  • Логотип RSS2
  • Логотип RSS1

Электронные библиотеки

ISSN 1562-5419

Информация

  • О журнале
  • Цели и задачи
  • Тематика
  • Руководство для авторов
  • Отправка материалов
  • Заявление о конфиденциальности
  • Контакты
  • eLIBRARY.RU
  • dblp computer science bibliography

Отправить статью

Авторам нужно зарегистрироваться в журнале перед отправкой материалов, или, если вы уже зарегистрированы, можно просто войти со своей учетной записью и начать процесс отправки, состоящий из пяти шагов.

Отправить материал
Больше информации об этой издательской системе, платформе и рабочем процессе от OJS/PKP.

© 2015-2025 Казанский (Приволжский) федеральный университет; Институт развития информационного общества