Учёт структуры документа в методе автоматического аннотирования математических понятий в образовательных текстах
Main Article Content
Аннотация
Обогащение образовательных текстов семантическим содержимым (в частности, дополнение документа гиперссылками на страницы сервиса, отображающего подробную информацию о понятиях, используемых в тексте) способствует повышению эффективности усвоения материала обучающимися. Существующие методы семантической разметки образовательных текстов не учитывают структурные особенности таких документов, что приводит к избыточному распознаванию понятий.
В статье описано развитие метода автоматического аннотирования математических понятий в образовательных математических текстах путем добавления функционала для учета структуры образовательного документа. Основное назначение метода заключается в обработке образовательных материалов курса дистанционного образования «Технология решения планиметрических задач». Соблюдение единого шаблона при создании страниц курса позволяет применить анализ веб-разметки страниц и ключевых слов, примененных создателями курса. Основной задачей в данном процессе является определение типа ячеек таблицы, в которых находятся текстовые фрагменты образовательных материалов. В соответствии с рекомендациями создателей курса, определения необходимо выделять в ячейках, содержащих постановку задачи, а также в тех блоках, где указаны входные данные задачи. Определение типа ячеек таблиц производится с помощью анализа их атрибутов и поиска ключевых слов в их содержимом. Такое ограничение распознаваемых фрагментов текста позволяет улучшить восприятие страниц курса учеником и повысить качество усвоения учебного материала.
Article Details
Библиографические ссылки
2. Cheniti Belcadhi L. Personalized feedback for self-assessment in lifelong learning environments based on semantic web // Comput. Human Behav. 2016. Vol. 55. P. 562–570.
3. Florrence M. Building a multilingual ontology for education domain using monto method // Comput. Sci. Inf. Technol. 2020.
4. Ibrahim M.E., Yang Y., Ndzi D.L., Yang G., Al-Maliki M. Ontology-Based Personalized Course Recommendation Framework // IEEE Access. 2019. Vol. 7. P. 5180–5199.
5. Radovic M., Petrovic N., Tosic M. An Ontology-Driven Learning Assessment Using the Script Concordance Test // Appl. Sci. 2022. Vol. 12, No. 3.
6. Obeid C., Lahoud I., El Khoury H., Champin P.A. Ontology-based Recommender System in Higher Education // Web Conf. 2018 – Companion World Wide Web Conf. WWW 2018. 2018. P. 1031–1034.
7. Nikolaev K.S., Nevzorova O.A., Falileeva M.V. Developing the OntoMathEdu ecosystem for educational applications // CEUR Workshop Proc. 2021. Vol. 2910. P. 81–87.
8. Невзорова О.А., Фалилеева М.В., Липачёв Е.К., Шакирова Л.Р., Дюпина А.Э., Кириллович А.В. Образовательная онтология OntoMathEdu: проблемы онтологического инжиниринга // XX национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием, КИИ-2022. Труды конференции. В 2 т. Том 1. М.: Издательство МЭИ, 2022. С. 177–188.
9. Nevzorova O.A., Falileeva M.V., Kirillovich A.V., Lipachev E.K., Shakirova L.R., Dyupina A.E. OntoMathEdu Educational Ontology: Problems of Ontological Engineering // Pattern Recognit. Image Anal. 2023. Vol. 33. P. 460–466.
https://doi.org/10.1134/S1054661823030367
10. Dyupina A., Falileeva M. Problems of Designing Polylingual Ontology OntoMathEdu // Communications in Computer and Information Science. 2020. Vol. 1242. P. 179–190. https://doi.org/10.1007/978-3-030-65218-0_14
11. Shakirova L., Falileeva M., Kirillovich A., Lipachev E., Nevzorova O., Nevzorov V. Modeling and Evaluation of the Mathematical Educational Ontology // SSI-2019 Scientific Services & Internet Proceedings of the 21st Conference on Scientific Services & Internet (SSI-2019) Novorossiysk-Abrau, Russia, September 23–28, 2019. CEUR Workshop Proceedings. 2019. Vol. 2543. P. 305–319.
12. Шакирова Л.Р., Фалилеева М.В., Кириллович А.В., Липачёв Е.К., Невзорова О.А., Невзоров В.Н. Образовательная математическая онтология OntoMathEdu: структура и отношения // Научный сервис в сети Интернет: труды XXI Всероссийской научной конференции (23–28 сентября 2019 г., г. Новороссийск). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша. 2019. C. 653–661.
13. Nevzorova O., Shakirova L., Falileeva M., Kirillovich A., Lipachev E., Nevzorov V. OntoMathEdu Educational Mathematical Ontology: Annotation of Concepts // Selected Contributions of the "Russian Advances in Artificial Intelligence" Track at RCAI 2020 co located with 18th Russian Conference on Artificial Intelligence (RCAI 2020). Moscow, Russia, October 10–16, 2020. Vol. 2648. P. 157–168.
14. Kirillovich A., Nevzorova O., Falileeva M., Lipachev E., Shakirova L. OntoMathEdu: A Linguistically Grounded Educational Mathematical Ontology // Intelligent Computer Mathematics. Series: Lecture Notes in Computer Science. 2020. Vol. 12236. P. 157–172. https://doi.org/10.1007/978-3-030-53518-6
15. Kirillovich A., Nevzorova O., Falileeva M., Lipachev E., Shakirova L. OntoMathEdu: Towards an Educational Mathematical Ontology // Edwin Brady et al. (Eds.). Workshop Papers at 12th Conference on Intelligent Computer Mathematics (CICM-WS 2019), Prague, Czech Republic, 8–12 July 2019. CEUR Workshop Proceedings. 2020. Vol. 2634.
16. Shakirova L., Falileeva M., Kirillovich A., Lipachev E., Nevzorova O., Nevzorov V. Modeling and Evaluation of the Mathematical Educational Ontology // Proceedings of the 21st Conference on Scientific Services & Internet (SSI-2019). CEUR Workshop Proceedings. Vol. 2543. P. 305–319.
17. Шакирова Л.Р., Фалилеева М.В., Кириллович А.В., Липачев Е.К., Невзорова О.А., Невзоров В.Н. Образовательная математическая онтология OntoMathEdu: структура и отношения // Научный сервис в сети Интернет. 2019. Том 21. С. 653–661. https://doi.org/10.20948/abrau-2019-84
18. Шакирова Л.Р., Фалилеева М.В., Кириллович А.В., Невзорова О.А. Проектирование образовательной математической онтологии: проблемы и методы решения на примере курса планиметрии // Труды международной конференции по компьютерной и когнитивной лингвистике: Материалы XV международной конференции по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL-2018 в 2-х томах, Казань. 2018. С. 393–405. EDN SQGRVY.
19. Falileeva M., Kirillovich A., Shakirova L., Nevzorova O., Lipachev E., Dyupina A. OntoMathEdu Educational Mathematical Ontology: Prerequisites, Educational Levels and Educational Projections // CEUR Workshop Proceedings. 2020. Vol. 2784. P. 346–351.
20. Фалилеева М.В., Кириллович А.В., Hевзорова О.А., Шакирова Л.Р., Липачёв Е.К., Дюпина А.Э. Системы образовательных проекций, уровней и пререквизитов математической онтологии OntoMathEdu // Электронные библиотеки. 2021. Т. 24. № 3. С. 505–530. https://doi.org/10.26907/1562-5419-2021-24-3-505-530
21. Nevzorova O.A, Falileeva M.V, Kirillovich A.V, Shakirova L.R., Lipachev E.K., Dyupina A.E. Modeling of didactic relationships in the OntoMathEdu educational mathematical ontology // CEUR Workshop Proceedings. 2021. Vol. 2910. P. 11–21.
22. Фалилеева М.В., Кириллович А.В., Невзорова О.А., Шакирова Л.Р., Липачёв Е.К., Дюпина А.Э. Разработка образовательных проекций математической онтологии OntoMathEdu // Научный сервис в сети Интернет. 2020. Т. 22. С. 604–611. https://doi.org/10.20948/abrau-2020-26. EDN WBNWIC
23. Kirillovich A., Falileeva M., Nevzorova O., Lipachev E., Dyupina A., Shakirova L. Prerequisite Relationships of the OntoMathEdu Educational Mathematical Ontology // J.C. Figueroa-García et al. (Еds.). Proceedings of the 8th Workshop on Engineering Applications (WEA 2021). Communications in Computer and Information Science. 2021. Vol. 1431. P. 517–524. https://doi.org/10.1007/978-3-030-86702-7_44
24. Nevzorova O., Shakirova L., Falileeva M., Nikolaev K. Towards Ontology-Based Software Services for Teaching School Mathematics // L. Gómez Chova et al. (Еds.). Proceedings of the 15th International Technology, Education and Development Conference (INTED 2021), March 8–9th. 2021. P. 5288–5297. https://doi.org/10.21125/inted.2021.1085
25. Невзорова О.А., Липачёв Е.К., Николаев К.С. Cемантические сервисы цифровой экосистемы OntoMath для математического образования // Электронные библиотеки. 2023. Т. 26. № 4. С. 538–564.
https://doi.org/10.26907/1562-5419-2023-26-4-538–569
26. Nikolaev K.S., Kirillovich A.V., Nevzorova O.A. A corpus-based approach to elementary geometry knowledge test generation. // INTED2020 Proceedings. 2020. P. 6342–6348. https://doi.org/10.21125/inted.2020.1710
27. Невзорова О.А., Николаев К.С. Семантическое аннотирование математических формул в PDF-документах // Электронные библиотеки. 2022. Т. 25. № 6. C. 616–639. https://doi.org/10.26907/1562-5419-2022-25-6-616-639
28. Николаев К.С. Сервис генерации учебных карточек математических понятий для дистанционного курса по геометрии // Электронные библиотеки. 2023. Т. 26. № 3. P. 365–377. https://doi.org/10.26907/1562-5419-2023-26-3-365-377
29. Nevzorova O.A., Kirillovich A.V., Nikolaev K.S., Galiaskarova K.R. Towards a Semantically Annotated Corpus of Educational Mathematical Texts in Russian (short paper) // International Conference on Data Analytics and Management in Data Intensive Domains. 2019. P. 299–305. CEUR Workshop Proceedings. 2019. Vol. 2523. P. 299–305.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Представляя статьи для публикации в журнале «Электронные библиотеки», авторы автоматически дают согласие предоставить ограниченную лицензию на использование материалов Казанскому (Приволжскому) федеральному университету (КФУ) (разумеется, лишь в том случае, если статья будет принята к публикации). Это означает, что КФУ имеет право опубликовать статью в ближайшем выпуске журнала (на веб-сайте или в печатной форме), а также переиздавать эту статью на архивных компакт-дисках журнала или включить в ту или иную информационную систему или базу данных, производимую КФУ.
Все авторские материалы размещены в журнале «Электронные библиотеки» с ведома авторов. В случае, если у кого-либо из авторов есть возражения против публикации его материалов на данном сайте, материал может быть снят при условии уведомления редакции журнала в письменной форме.
Документы, изданные в журнале «Электронные библиотеки», защищены законодательством об авторских правах, и все авторские права сохраняются за авторами. Авторы самостоятельно следят за соблюдением своих прав на воспроизводство или перевод их работ, опубликованных в журнале. Если материал, опубликованный в журнале «Электронные библиотеки», с разрешения автора переиздается другим издателем или переводится на другой язык, то ссылка на оригинальную публикацию обязательна.
Передавая статьи для опубликования в журнале «Электронные библиотеки», авторы должны принимать в расчет, что публикации в интернете, с одной стороны, предоставляют уникальные возможности доступа к их материалам, но, с другой, являются новой формой обмена информацией в глобальном информационном обществе, где авторы и издатели пока не всегда обеспечены защитой от неправомочного копирования или иного использования материалов, защищенных авторским правом.
При использовании материалов из журнала обязательна ссылка на URL: http://rdl-journal.ru. Любые изменения, дополнения или редактирования авторского текста недопустимы. Копирование отдельных фрагментов статей из журнала разрешается для научных исследований, персонального использования, коммерческого использования до тех пор, пока есть ссылка на оригинальную статью.
Запросы на право переиздания или использования любых материалов, опубликованных в журнале «Электронные библиотеки», следует направлять главному редактору Елизарову А.М. по адресу: amelizarov@gmail.com
Издатели журнала «Электронные библиотеки» не несут ответственности за точки зрения, излагаемые в публикуемых авторских статьях.
Предлагаем авторам статей загрузить с этой страницы, подписать и выслать в адрес издателя журнала по электронной почте скан Авторского договора о передаче неисключительных прав на использование произведения.