Автоматизированное оценивание коротких ответов обучающихся с использованием языковых моделей

Main Article Content

Чулпан Бакиевна Миннегалиева
Ильнур Илхамович Кашапов
Ольга Дмитриевна Морозова

Аннотация

Методы проверки ответов обучающихся с использованием языковых моделей в настоящее время исследуются разными специалистами. Результаты автоматизированного оценивания зависят от предметной области и особенностей учебной дисциплины. В работе проанализированы ответы студентов, полученные в ходе изучения курса «Компьютерная графика и дизайн». При помощи языковых моделей определены векторы документов. Предложен метод оценивания ответов через нахождение косинусного сходства полученных векторов и уточнение оценок проверкой ключевых слов. Результаты могут использоваться при предварительной проверке ответов студентов и являются базой для дальнейших исследований. 

Article Details

Библиографические ссылки

1. Шепелюк О.Л. Методы контроля знаний студентов в условиях реализации образовательных стандартов // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8 (125). С. 112–114.
2. Бухман Л.М. Проблемы тестового контроля знаний и их решение // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5. С. 21–24.
3. Тихонова Н.В. Организация контроля знаний студентов в условиях удаленного обучения // Казанский лингвистический журнал. 2021. Т. 4, № 1. С. 111–125.
4. Атнагулов А.А., Абрамский М.М. О подходе к автоматизации оценки знаний в области разработки программного обеспечения на основе анализа данных проектной работы // Электронные библиотеки. 2023. Т. 26, № 5. С. 589–599.
5. Жуков И.А. Система контроля знаний и практических навыков по программированию // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 2. С. 66–74.
6. Nevzorova O.A., Falileeva M.V., Kirillovich A.V., Lipachev E.K., Shakirova L.R., Dyupina A.E. OntoMathEdu Educational Ontology: Problems of Ontological Engineering // Pattern Recognition and Image Analysis. 2023. V. 33 (3). P. 460–466.
7. Burrows S., Gurevych I. and Stein B. The Eras and Trends of Automatic Short Answer Grading // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2015. V. 25. P. 60–117.
8. Yan L., Sha L., Zhao L., Li Y., Martinez-Maldonado R., Chen G., Li X., Jin Y., Gašević D. Practical and ethical challenges of large language models in education: A systematic scoping review // British Journal of Educational Technology. 2023. V. 55, Is. 1. P. 90–112.
9. Zirar A. Exploring the impact of language models, such as ChatGPT, on student learning and assessment // Review of Education.2023. V. 11, e3433.
10. Sundaram S.S., Gurajada S., Padmanabhan D., Sam Abraham S., Fisichella M. Does a language model “understand” high school math? A survey of deep learning based word problem solvers // WIREs Data Mining and Knowledge Discovery. 2024. 1534.
11. Гиниятуллин В.М., Ермолаев Е.В., Салихова М.А., Хлыбов А.В., Чурилов Д.А., Чурилова Е.А. Исследование структуры и содержания компетенций с помощью языковой модели ELMO // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 8. С. 58–65.
12. Лагутина Н.С., Лагутина К.В., Бредерман А.М., Касаткина Н.Н. Классификация текстов по уровням CEFR с использованием методов машинного обучения и языковой модели BERT // Моделирование и анализ информационных систем. 2023. Т. 30, № 3. С. 202–213.
13. Ahmed A., Joorabchi A., Hayes M. On Deep Learning Approaches to Automated Assessment: Strategies for Short Answer Grading //In Proceedings of the 14th International Conference on Computer Supported Education (CSEDU 2022). 2022. V. 2. P. 85–94.
14. Agarwal D., Gupta S., Baghel N. ScAA: A Dataset for Automated Short Answer Grading of Children’s Free-text Answers in Hindi and Marathi // Proceedings of the 17th International Conference on Natural Language Processing, Patna, India, December 18 – 21, 2020. P. 430–436.
15. Wilianto D., Girsang A.S. Automatic Short Answer Grading on High School’s E-Learning Using Semantic Similarity Methods // TEM Journal. 2023. V. 12, Is. 1. P. 297–302.
16. Divya A., Haridas V. and Narayanan J. Automation of Short Answer Grading Techniques: Comparative Study using Deep Learning Techniques // 2023 Fifth International Conference on Electrical, Computer and Communication Technologies (ICECCT), Erode, India. 2023. P. 1–7.
17. Ярушкина Н.Г., Мошкин В.С., Константинов А.А. Применение языковых моделей word2vec и bert в задаче сентимент-анализа текстовых сообщений социальных сетей // Автоматизация процессов управления. 2020. № 3 (61). С. 60–69.
18. Минаев В.А., Симонов А.В. Сравнение моделей-трансформеров BERT при выявлении деструктивного контента в социальных медиа // Информация и безопасность. 2022. Т. 25, № 3. С. 341–348.
19. Surov I. Opening the Black Box: Finding Osgood's Semantic Factors in Word2vec Space // Informatics and Automation. 2022. V. 21, No. 5. P. 916–936.
20. Миннегалиева Ч.Б., Сабитова Г.А., Гаялиев А.М. Метод предварительной оценки ответов обучающихся на основе векторной модели документов // Электронные библиотеки. 2023. Т. 26, № 3. С. 324–339.
21. Reimers N., Gurevych I. Sentence-BERT: Sentence Embeddings using Siamese BERT-Networks // In Proceedings of the 2019 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing and the 9th International Joint Conference on Natural Language Processing (EMNLP-IJCNLP) Hong Kong, China Association for Computational Linguistics. 2019. P. 3982–3992.
22. Кожевников В.А., Сабинин О.Ю. Система автоматической проверки ответов на открытые вопросы на русском языке // Научно-технические возможности СПбГПУ. 2018. Т. 11, № 3. С. 57–72.


Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)