Исследование контекстов экосистемы «Цифрового туризма»
Main Article Content
Аннотация
Современные информационно-коммуникационные технологии, элементы цифровизации постоянно и стремительно развиваются, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на все сферы человеческой деятельности. В свете последних событий, связанных с коллапсом туристического бизнеса из-за COVID-19, большой научный интерес проявляется к сфере услуг, а именно, к сфере «цифрового туризма». Цифровой туризм опирается на широкое внедрение новых технологий, таких как социальные сети и мобильные технологии, умные устройства и датчики для сбора и использования огромного количества данных для создания новых ценностных предложений. В связи с этим авторами поставлена цель – представить обзор литературы по «цифровому туризму» с позиций научного и медиа дискурса. Авторами представлен комплексный науковедческий подход, включающий последовательное выполнение всех этапов обзора от определения терминологического ядра междисциплинарного направления, формирования поисковых запросов, каскадного поиска, подбора и контент-анализа материалов до выявления и экспликация контекстов. Источниками информации для подготовки обзора выступили публикации из академических баз данных: Web of Science, Science-Direct, Scopus, GoogleScholar, eLibrary, Киберленинка, а также материалы и публикации в русскоязычных СМИ – Интегрум.
Полученные результаты будут полезны ученым при определении перспективных направлений исследований в области «цифрового туризма», а также позволят углубить знания о механизмах поиска, сбора и анализа данных и интегрированных и аналитических средах.
Article Details
Библиографические ссылки
URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf.
2. Okamura K. Interdisciplinarity revisited: evidence for research impact and dynamism // Palgrave Communication. 2019. Vol. 5. 141. DOI: 10.1057/s41599-019-0352-4
3. Carusi C., Bianchi G. A look at interdisciplinarity using bipartite scholar/ journal networks // Scientometrics. 2020. No. 122. P. 867–894.
DOI: 10.1007/s11192-019-03309-3
4. Raimbault J. Exploration of an interdisciplinary scientific landscape // Scientometrics. 2019. Vol. 119. No. 2. P. 617–641. DOI: 10.1007/s11192-019-03090-3
5. Kontogianni A., Alepis E. Smart tourism: State of the art and literature review for the last six years // Array. 2020. Vol. 6. 100020. DOI: 10.1016/j.array.2020.100020.
6. Piciocchi C., Martinelli L. The change of definitions in a multidisciplinary landscape: the case of human embryo and preembryo identification // Croatian Medical Journal. 2016. Vol. 57. No. 5. P. 510–515. DOI:10.3325/cmj.2016.57.510
7. Jimenez-Marquez J.L., Gonzalez-Carrasco I., Lopez-Cuadrado J.L., Ruiz-Mezcua B. Towards a big data framework for analyzing social media contente // International Journal of Information Management. 2019. Vol. 44. P. 1–12. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2018.09.003.
8. Pejic-Bacha M., Bertoncelb T., Meškob M., Krstićc Ž. Text mining of industry 4 job advertisements // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 50. P. 416–431. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.07.014
9. Paré G., Trudel M. C., Jaana M., Kitsiou S. Synthesizing information systems knowledge: A typology of literature reviews // Information & Management. 2015. Vol. 52. No. 2. P. 183–199. DOI: 10.1016/j.im.2014.08.008
10. Koivisto J., Hamari J. The rise of motivational information systems: A review of gamification research // International Journal of Information Management. 2019. Vol. 45. P. 191–210. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2018.10.013
11. Purwandari B., Sutoyo M.A.H., Mishbah M., Dzulfikar M.F. Gamification in e-Government: A Systematic Literature Review // Fourth International Conference on Informatics and Computing (ICIC). Semarang, Indonesia, 2019. P. 1–5. DOI: 10.1109/ICIC47613.2019.8985769
12. Li J., Xu L., Tang L., Wang S., Li L. Big data in tourism research: A literature review // Tourism Management. 2018. No. 68. 301e323.
DOI: 10.1016/j.tourman.2018.03.009
13. Navío-Marco J., Ruiz-Gómez L.M., Sevilla-Sevilla C. Progress in information technology and tourism management: 30 years on T and 20 years after the internet – Revisiting Buhalis & Law's landmark study about eTourism // Tourism Management. 2018. No. 69. P. 460–470. DOI: 10.1016/j.tourman.2018.06.002
14. Li J., Pearce P.L., Low D. Media representation of digital-free tourism: A critical discourse analysis // Tourism Management. 2018. No. 69. P. 317–329. DOI: 10.1016/j.tourman.2018.06.027
15. Shaee S., Ghatari A.R., Hasanzadeh A., Jahanyan S. Developing a model for sustainable smart tourism destinations: A systematic review // Tourism Management Perspectives. 2019. No. 31. P. 287–300. DOI: 10.1016/j.tmp.2019.06.002
16. Кононова О.В., Ляпин С.Х., Прокудин Д.Е. Исследование терминологической базы междисциплинарного научного направления «цифровая экономика» с использованием инструментов контекстного анализа // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6, № 12. С. 57–66.
17. Кононова О.В., Прокудин Д.Е., Смирнова П.В. Технологии изучения контекстного знания при исследованиях основных направлений геймификации в городском развитии // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 3 (Труды XXII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2019, Санкт-Петербург, 19–22 июня 2019 г. Сборник научных трудов). СПб: Университет ИТМО, 2019. С. 53–66. DOI: 10.17586/2587-8557-2019-3-53-66.
18. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.07.2019, от 01.04.2020). «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/
19. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. Вып. 1. С. 59–64.
20. Мошняга Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. 2013. № 3(9). С. 20–33.
21. Калмакова А.А. Цифровые туристические экосистемы и их роль в маркетинге дестинаций // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015. Вып. 14. С. 57–62.
22. Устинова М.В., Шевченко М.В. Индустрия гостеприимства в эпоху цифровизации // Эпоха науки. 2019. № 20. С. 459–463.
23. Молчанова В.А. Тенденции инновационного развития туристских дестинаций: «умная дестинация» // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (ч. 3). С. 715–720.
24. Сяоцянь К., Шуцинь А. Исследование развития «умного» туризма в провинции Цзянси в рамках концепции «Интернет+» // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4. С. 199–205.
25. Смирнов А.В., Пономарев А.В., Левашова Т.В., Тесля Н.Н. Поддержка принятия решений в туризме на основе человеко-машинного облака // Искусственный интеллект и принятие решений. 2017. № 2. С. 90–102.
26. Кормягина Н.Н. Smart-туризм как часть Smart-концепции // Маркетинг и логистика. 2017. №6 (14). С. 45–57.
27. Четвертая промышленная революция. Популярно о главном технологическом тренде XXI века // TAdviser. 17.10.2017.URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Четвертая_промышленная_революция_(Industry_Индустрия_4.0).
28. Щедрина Е.Ю., Моисеева А.Г., Гончаров А.Н., Хубулова В.В. Цифровой туризм: как индустрия 4.0 повлияет на туристическую отрасль региона // Современная наука и инновации. 2019. №1. С. 251–256.
29. UNWTO (1993): Tourism the year 2000 and beyond qualitative aspects, Madrid, OMT. Madrid. URL: https://www.unwto.org.
30. UNWTO (2013): Sustainable Tourism for Development Guidebook. Enhancing capacities for Sustainable Tourism for development in developing countries, Madrid, UNWTO. URL: https://www.unwto.org.
31. Perles Ribes J.F., Baidal J.I. Smart sustainability: a new perspective in the sustainable tourism debate // Investigaciones Regionales – Journal of Regional Research. 2018. No. 42. P. 151–170.
32. Phillips S.G. The tourism industry association of Canada [EB/OL] // URL: http://www.slideshare.com. 2000-12-05.
33. Molz J.G. Travel connections: Tourism, technology and togetherness in a mobile world. London: New York, Routledge. 2012.
34. UNWTO. Tourism resilience committee stresses need for “Smart Tourism” [EB/OL]. 2012-03-11. URL: http://www.slideshare.com.
35. Li Yu., Hu C., Huang Ch., Duan L. The concept of smart tourism in the context of tourism information services // Tourism Management. 2017. No. 58. P. 293–300. DOI: 10.1016/j.tourman.2016.03.014
36. Egger I., Lei S.I., Wassler P. Digital free tourism – An exploratory study of tourist motivations // Tourism Management. 2020. No. 79. 104098.
DOI: 10.1016/j.tourman.2020.104098
Представляя статьи для публикации в журнале «Электронные библиотеки», авторы автоматически дают согласие предоставить ограниченную лицензию на использование материалов Казанскому (Приволжскому) федеральному университету (КФУ) (разумеется, лишь в том случае, если статья будет принята к публикации). Это означает, что КФУ имеет право опубликовать статью в ближайшем выпуске журнала (на веб-сайте или в печатной форме), а также переиздавать эту статью на архивных компакт-дисках журнала или включить в ту или иную информационную систему или базу данных, производимую КФУ.
Все авторские материалы размещены в журнале «Электронные библиотеки» с ведома авторов. В случае, если у кого-либо из авторов есть возражения против публикации его материалов на данном сайте, материал может быть снят при условии уведомления редакции журнала в письменной форме.
Документы, изданные в журнале «Электронные библиотеки», защищены законодательством об авторских правах, и все авторские права сохраняются за авторами. Авторы самостоятельно следят за соблюдением своих прав на воспроизводство или перевод их работ, опубликованных в журнале. Если материал, опубликованный в журнале «Электронные библиотеки», с разрешения автора переиздается другим издателем или переводится на другой язык, то ссылка на оригинальную публикацию обязательна.
Передавая статьи для опубликования в журнале «Электронные библиотеки», авторы должны принимать в расчет, что публикации в интернете, с одной стороны, предоставляют уникальные возможности доступа к их материалам, но, с другой, являются новой формой обмена информацией в глобальном информационном обществе, где авторы и издатели пока не всегда обеспечены защитой от неправомочного копирования или иного использования материалов, защищенных авторским правом.
При использовании материалов из журнала обязательна ссылка на URL: http://rdl-journal.ru. Любые изменения, дополнения или редактирования авторского текста недопустимы. Копирование отдельных фрагментов статей из журнала разрешается для научных исследований, персонального использования, коммерческого использования до тех пор, пока есть ссылка на оригинальную статью.
Запросы на право переиздания или использования любых материалов, опубликованных в журнале «Электронные библиотеки», следует направлять главному редактору Елизарову А.М. по адресу: amelizarov@gmail.com
Издатели журнала «Электронные библиотеки» не несут ответственности за точки зрения, излагаемые в публикуемых авторских статьях.
Предлагаем авторам статей загрузить с этой страницы, подписать и выслать в адрес издателя журнала по электронной почте скан Авторского договора о передаче неисключительных прав на использование произведения.