Исследование контекстов экосистемы «Цифрового туризма»

Main Article Content

Аннотация

Современные информационно-коммуникационные технологии, элементы цифровизации постоянно и стремительно развиваются, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на все сферы человеческой деятельности. В свете последних событий, связанных с коллапсом туристического бизнеса из-за COVID-19, большой научный интерес проявляется к сфере услуг, а именно, к сфере «цифрового туризма». Цифровой туризм опирается на широкое внедрение новых технологий, таких как социальные сети и мобильные технологии, умные устройства и датчики для сбора и использования огромного количества данных для создания новых ценностных предложений. В связи с этим авторами поставлена цель – представить обзор литературы по «цифровому туризму» с позиций научного и медиа дискурса. Авторами представлен комплексный науковедческий подход, включающий последовательное выполнение всех этапов обзора от определения терминологического ядра междисциплинарного направления, формирования поисковых запросов, каскадного поиска, подбора и контент-анализа материалов до выявления и экспликация контекстов. Источниками информации для подготовки обзора выступили публикации из академических баз данных: Web of Science, Science-Direct, Scopus, GoogleScholar, eLibrary, Киберленинка, а также материалы и публикации в русскоязычных СМИ – Интегрум.


Полученные результаты будут полезны ученым при определении перспективных направлений исследований в области «цифрового туризма», а также позволят углубить знания о механизмах поиска, сбора и анализа данных и интегрированных и аналитических средах.

Article Details

Библиографические ссылки

1. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р. «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года».
URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf.
2. Okamura K. Interdisciplinarity revisited: evidence for research impact and dynamism // Palgrave Communication. 2019. Vol. 5. 141. DOI: 10.1057/s41599-019-0352-4
3. Carusi C., Bianchi G. A look at interdisciplinarity using bipartite scholar/ journal networks // Scientometrics. 2020. No. 122. P. 867–894.
DOI: 10.1007/s11192-019-03309-3
4. Raimbault J. Exploration of an interdisciplinary scientific landscape // Scientometrics. 2019. Vol. 119. No. 2. P. 617–641. DOI: 10.1007/s11192-019-03090-3
5. Kontogianni A., Alepis E. Smart tourism: State of the art and literature review for the last six years // Array. 2020. Vol. 6. 100020. DOI: 10.1016/j.array.2020.100020.
6. Piciocchi C., Martinelli L. The change of definitions in a multidisciplinary landscape: the case of human embryo and preembryo identification // Croatian Medical Journal. 2016. Vol. 57. No. 5. P. 510–515. DOI:10.3325/cmj.2016.57.510
7. Jimenez-Marquez J.L., Gonzalez-Carrasco I., Lopez-Cuadrado J.L., Ruiz-Mezcua B. Towards a big data framework for analyzing social media contente // International Journal of Information Management. 2019. Vol. 44. P. 1–12. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2018.09.003.
8. Pejic-Bacha M., Bertoncelb T., Meškob M., Krstićc Ž. Text mining of industry 4 job advertisements // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 50. P. 416–431. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.07.014
9. Paré G., Trudel M. C., Jaana M., Kitsiou S. Synthesizing information systems knowledge: A typology of literature reviews // Information & Management. 2015. Vol. 52. No. 2. P. 183–199. DOI: 10.1016/j.im.2014.08.008
10. Koivisto J., Hamari J. The rise of motivational information systems: A review of gamification research // International Journal of Information Management. 2019. Vol. 45. P. 191–210. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2018.10.013
11. Purwandari B., Sutoyo M.A.H., Mishbah M., Dzulfikar M.F. Gamification in e-Government: A Systematic Literature Review // Fourth International Conference on Informatics and Computing (ICIC). Semarang, Indonesia, 2019. P. 1–5. DOI: 10.1109/ICIC47613.2019.8985769
12. Li J., Xu L., Tang L., Wang S., Li L. Big data in tourism research: A literature review // Tourism Management. 2018. No. 68. 301e323.
DOI: 10.1016/j.tourman.2018.03.009
13. Navío-Marco J., Ruiz-Gómez L.M., Sevilla-Sevilla C. Progress in information technology and tourism management: 30 years on T and 20 years after the internet – Revisiting Buhalis & Law's landmark study about eTourism // Tourism Management. 2018. No. 69. P. 460–470. DOI: 10.1016/j.tourman.2018.06.002
14. Li J., Pearce P.L., Low D. Media representation of digital-free tourism: A critical discourse analysis // Tourism Management. 2018. No. 69. P. 317–329. DOI: 10.1016/j.tourman.2018.06.027
15. Shaee S., Ghatari A.R., Hasanzadeh A., Jahanyan S. Developing a model for sustainable smart tourism destinations: A systematic review // Tourism Management Perspectives. 2019. No. 31. P. 287–300. DOI: 10.1016/j.tmp.2019.06.002
16. Кононова О.В., Ляпин С.Х., Прокудин Д.Е. Исследование терминологической базы междисциплинарного научного направления «цифровая экономика» с использованием инструментов контекстного анализа // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6, № 12. С. 57–66.
17. Кононова О.В., Прокудин Д.Е., Смирнова П.В. Технологии изучения контекстного знания при исследованиях основных направлений геймификации в городском развитии // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 3 (Труды XXII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2019, Санкт-Петербург, 19–22 июня 2019 г. Сборник научных трудов). СПб: Университет ИТМО, 2019. С. 53–66. DOI: 10.17586/2587-8557-2019-3-53-66.
18. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.07.2019, от 01.04.2020). «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/
19. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Цифровизация туризма: формы проявления // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. Вып. 1. С. 59–64.
20. Мошняга Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. 2013. № 3(9). С. 20–33.
21. Калмакова А.А. Цифровые туристические экосистемы и их роль в маркетинге дестинаций // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015. Вып. 14. С. 57–62.
22. Устинова М.В., Шевченко М.В. Индустрия гостеприимства в эпоху цифровизации // Эпоха науки. 2019. № 20. С. 459–463.
23. Молчанова В.А. Тенденции инновационного развития туристских дестинаций: «умная дестинация» // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (ч. 3). С. 715–720.
24. Сяоцянь К., Шуцинь А. Исследование развития «умного» туризма в провинции Цзянси в рамках концепции «Интернет+» // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4. С. 199–205.
25. Смирнов А.В., Пономарев А.В., Левашова Т.В., Тесля Н.Н. Поддержка принятия решений в туризме на основе человеко-машинного облака // Искусственный интеллект и принятие решений. 2017. № 2. С. 90–102.
26. Кормягина Н.Н. Smart-туризм как часть Smart-концепции // Маркетинг и логистика. 2017. №6 (14). С. 45–57.
27. Четвертая промышленная революция. Популярно о главном технологическом тренде XXI века // TAdviser. 17.10.2017.URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Четвертая_промышленная_революция_(Industry_Индустрия_4.0).
28. Щедрина Е.Ю., Моисеева А.Г., Гончаров А.Н., Хубулова В.В. Цифровой туризм: как индустрия 4.0 повлияет на туристическую отрасль региона // Современная наука и инновации. 2019. №1. С. 251–256.
29. UNWTO (1993): Tourism the year 2000 and beyond qualitative aspects, Madrid, OMT. Madrid. URL: https://www.unwto.org.
30. UNWTO (2013): Sustainable Tourism for Development Guidebook. Enhancing capacities for Sustainable Tourism for development in developing countries, Madrid, UNWTO. URL: https://www.unwto.org.
31. Perles Ribes J.F., Baidal J.I. Smart sustainability: a new perspective in the sustainable tourism debate // Investigaciones Regionales – Journal of Regional Research. 2018. No. 42. P. 151–170.
32. Phillips S.G. The tourism industry association of Canada [EB/OL] // URL: http://www.slideshare.com. 2000-12-05.
33. Molz J.G. Travel connections: Tourism, technology and togetherness in a mobile world. London: New York, Routledge. 2012.
34. UNWTO. Tourism resilience committee stresses need for “Smart Tourism” [EB/OL]. 2012-03-11. URL: http://www.slideshare.com.
35. Li Yu., Hu C., Huang Ch., Duan L. The concept of smart tourism in the context of tourism information services // Tourism Management. 2017. No. 58. P. 293–300. DOI: 10.1016/j.tourman.2016.03.014
36. Egger I., Lei S.I., Wassler P. Digital free tourism – An exploratory study of tourist motivations // Tourism Management. 2020. No. 79. 104098.
DOI: 10.1016/j.tourman.2020.104098


Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)