Каким должен быть язык учебного программирования

Main Article Content

Лидия Васильевна Городняя

Аннотация

Статья посвящена обоснованию решений в проекте тренажёра на базе языка учебного программирования, предназначенного для начального ознакомления с базовыми понятиями взаимодействия процессов и управления вычислениями. На этапе перехода к многопроцессорным архитектурам возрастает актуальность развития особой языково-информационной поддержки введения в программирование. Сколь ни сложен мир параллелизма, системе подготовки программистов предстоит его освоить и создать методику полноценного ознакомления с его не очевидными явлениями. Это достаточная причина для разработки языка учебного программирования, ориентированного на начальное обучение школьников младших и средних классов, а также студентов младших курсов и непрофессионалов, оперированию взаимодействующими процессами и программированию параллельных вычислений. В основу языка положен многолетний опыт управления взаимодействием игрушечных роботов, перемещающихся на клетчатой доске.


Материал статьи представляет интерес для программистов, студентов и аспирантов, специализирующихся в области системного и теоретического программирования, и для всех тех, кто интересуется проблемами современной информатики, программирования и информационных технологий, особенно проблемами параллельных вычислений, суперкомпьютерами и вообще применением многопроцессорных комплексов и компьютерных сетей.

Article Details

Библиографические ссылки

1. Воеводин В.В., Воеводин Вл.В. Параллельные вычисления. СПб.: БХВ-Петербург. 2002. 608 с.
2. Магариу Н.А. Язык программирования АПЛ. М.: «Радио и связь», 1983. 96 с.
3. Хоар Ч. Взаимодействующие последовательные процессы. М.: Мир, 1989. 264 с.
4. Марчук А.Г., Городняя Л.В. Развитие моделей параллелизма в языках высокого уровня // Научный сервис в сети Интернет: все грани параллелизма: Труды Международной суперкомпьютерной конференции (23–28 сентября 2013 г., г. Новороссийск). М.: Изд-во МГУ, 2013. С. 342–346. URL: http://agora.guru.ru/abrau2013/pdf/342.pdf
5. Городняя Л.В. От трудно решаемых проблем к парадигмам программирования // XXVI Байкальская Всероссийская конференция с международным участием «Информационные и математические технологии в науке и управлении» (июль 2021 года, Иркутск). С. 94–109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-trudno-reshaemyh-problem-k-paradigmam-programmirovaniya
6. Городняя Л.В. О неявной мультипарадигмальности параллельного программирования // Научный сервис в сети Интернет: труды XXIII Всероссийской научной конференции (20–23 сентября 2021 г.). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2021. С. 104–116. https://doi.org/10.20948/abrau-2021-6 URL: https://keldysh.ru/abrau/2021/theses/6.pdf
7. Городняя Л.В. О функциональном программировании // Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» 2021, выпуск 3. С. 57–75. URL: http://ipo.spb.ru/journal/index.php?article/2288/
8. Городняя Л.В. Место функционального программирования в организации параллельных вычислений // Информационные и математические технологии в науке и управлении. 2022. Выпуск №1(25). С. 102-119. URL: https://www.imt-journal.ru/archive/public/article?id=230; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-funktsionalnogo-programmirovaniya-v-organizatsii-parallelnyh-vychisleniy https://doi.org/10.38028/Б81.2022.25.1.009
9. Городняя Л.В. Перспективы функционального программирования параллельных вычислений // Электронные библиотеки. 2021. Т. 24, № 6. С. 1090–1116. URL: https://rdl-journal.ru/article/view/713
10. Schwartz Jacob T. Abstract algorithms and a set theoretic language for their expression // Computer Science Department, Courant Institute of Mathematical Sciences, New York University. 1971. URL: https://www.softwarepreservation.org/projects/SETL/setl/doc/Schwartz-Abstract_Algorithms-1971.pdf
11. Cann D.C. SISAL 1.2: A Brief Introduction and tutorial // Preprint UCRL-MA-110620. Lawrence Livermore National Lab., Livermore, California, May, 1992. 128 p.
12. Андрианов А.Н. Сайт проекта Норма. https://keldysh.ru/pages/norma/
13. Ластовецкий А.Л. Программирование параллельных вычислений на неоднородных сетях компьютеров на языке mpC (Интерактивный учебный курс). URL: https://parallel.ru/tech/mpc/mpC-rus.html
14. Малышкин В.Э. Технология фрагментированного программирования. URL: http://omega.sp.susu.ru/books/conference/PaVT2012/short/212.pdf
15. Городняя Л.В. Работа с данными в учебном языке программирования
СИНХРО // Суперкомпьютерные дни в России. Труды международной конференции. 26–27 сентября 2022 г., Москва / Под. ред. Вл.В. Воеводина. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 87–97. https://doi.org/10.25205/1818-7900-2021-19-4-16-35
16. Адамович И.А., Климов Ю.А. Специализация интерпретаторов на объектно-ориентированных языках может быть эффективной // Научный сервис в сети Интернет: труды XXIV Всероссийской научной конференции (19–22 сентября 2022 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2022. С. 3–24. URL: https://keldysh.ru/abrau/2022/theses/18.pdf
17. Андреева Т.А., Городняя Л.В. Можно ли измерять вклад программистских решений в производительность программ? // Научный сервис в сети Интернет: труды XXV Всероссийской научной конференции (18–21 сентября 2023 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2023. С. 12–24.
18. Городняя Л.В. Модели работы с памятью в учебном языке программирования СИНХРО // Научный сервис в сети Интернет: труды XXIV Всероссийской научной конференции (19–22 сентября 2022 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2022. С. 137–154.
19. Городняя Л.В. Абстрактная машина языка программирования учебного назначения СИНХРО // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2021, Т. 19, №4. C. 16–35. https://doi.org/10.25205/1818-7900-2021-19-4-16-35
20. Канеман Д. Думай медленно … решай быстро (Thinking, Fast and Slow). М.: АСТ, 2013. 625 с.


Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)