ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1 настоящего выпуска журнала «Электронные библиотеки» включает выборочные материалы 3-й Международной конференции «Университетская библиотека в мировом информационном пространстве», которая проходила в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского 21–24 октября 2019 г. и была приурочена к 215-летию основания Казанского университета.
В работе конференции приняли участие более 100 человек из 18-ти городов России и ближнего зарубежья. Среди участников – директор информационно-ресурсного центра Ташкентского государственного юридического факультета, представители Российской государственной библиотеки, руководители и сотрудники библиотек российских вузов, в том числе федеральных университетов, вузов – участников Проекта 5-100; известные в библиотечном мире компании, ассоциации и консорциумы (Антиплагиат, АППОЭР, НЭИКОН), крупные издатели, поставщики и агрегаторы информационных электронных ресурсов (компании Clarivate Analytics, Elsevier, ProQuest, Эко-вектор и др.), главный редактор журнала «Университетская книга», музейные специалисты.
На конференции обсуждались актуальные темы о ресурсно-информационном обеспечении научно-образовательного процесса, открытом доступе к научной информации, библиотечных сервисах для развития научно-образовательных коммуникаций, точках взаимодействия и форматах сотрудничества библиотек, издательств и издателей. На самостоятельной секции рассматривались вопросы взаимодействия библиотек и музеев, их роль в сохранении мемориальных книжных собраний и рукописных фондов. Эти темы в той или иной степени нашли отражение в материалах, представленных в данном выпуске.
Составители: Ю. А. Лексина, И. К. Фомичева
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧАСТИ 2
Часть 2 настоящего номера журнала «Электронные библиотеки» включает статьи, подготовленные сотрудниками и магистрантами Высшей школы информационных технологий и интеллектуальных систем (ВШ ИТИС) Казанского (Приволжского) федерального университета. Эти статьи охватывают три ключевых направления научных исследований ВШ ИТИС: дополненная / виртуальная реальность, компьютерная графика и компьютерные игры; анализ текстов на естественном языке; мобильные технологии.
В работах, описывающих новые решения в области мобильных разработок, предложены подходы к организации распределенной тренировки моделей машинного обучения на мобильных устройствах, проектированию мобильных приложений с дополненной реальностью и динамической генерации пользовательских интерфейсов Flutter-приложений, рассмотрены механизмы метапрограммирования на языке Java и архитектурные паттерны в приложениях для операционной системы Android.
Другая группа статей посвящена различным подходам в игровых движках: представлены новые подходы к созданию анимированных выражений лица, контролируемых речью, – в среде Unreal Engine, и реализация задания поведения NPC с использованием машинного обучения – в среде Unity.
В работах, рассматривающих вопросы анализа текста на естественном языке, исследованы модели векторных представлений слов в задаче автоматической разметки семантических ролей в текстах на русском языке.
Редакторы-составители: М. М. Абрамский, Д. С. Зуев, В. В. Кугуракова, И. С. Шахова
Published: 24.08.2020