• Main Navigation
  • Main Content
  • Sidebar

Электронные библиотеки

  • Главная
  • О нас
    • О журнале
    • Цели и задачи
    • Тематика
    • Главный редактор
    • Редакция
    • Отправка материалов
    • Заявление об открытом доступе
    • Заявление о конфиденциальности
    • Контакты
  • Текущий выпуск
  • Архивы
  • Регистрация
  • Вход
  • Поиск
Издается с 1998 года
ISSN 1562-5419
16+
Language
  • Русский
  • English

Найти

Расширенные фильтры

Результаты поиска

Программный фреймворк для реализации взаимодействия с пользовательскими интерфейсами iOS-приложений на основе окулографии

Никита Станиславович Афанасьев
198-245
Аннотация:

Использование технологий отслеживания взгляда для взаимодействия с пользовательским интерфейсом iOS-приложений существенно затруднено отсутствием унифицированного подхода к их интеграции. Существующие решения либо жестко ограничены своей предметной областью, либо представляют собой исключительно исследовательские проекты, непригодные для решения прикладных задач. В статье рассматривается создание фреймворка, осуществляющего отслеживание взгляда пользователя на экране Apple-устройств с использованием нативных технологий, а также предоставляющего унифицированный подход к разработке приложений, управляемых при помощи взгляда.

Ключевые слова: gaze tracking, eye tracking, отслеживание взгляда, окулография, обработка жестов, TrueDepth, ARKit, SceneKit, UIKit, iOS, UX, UI.

Общедоступные архивы данных наземного радиозондирования ионосферы коротковолновыми сигналами

Андрей Олегович Щирый, Алина Александровна Писаренко
992-1005
Аннотация:

По данным радиозондирования ионосферы коротковолновыми сигналами можно получить информацию о процессах в ионосферной плазме, ее структуре и состоянии; эти данные также крайне важны для радиотехнических систем, работающих в коротковолновом диапазоне. К настоящему моменту накоплен большой объем экспериментальных данных для различных гео- и гелиофизических, пространственных и временных условий. Интерес к большим массивам данных радиозондирования ионосферы мотивирован также возможностью построения статистических моделей методами машинного обучения. В работе представлены некоторые интернет-ресурсы с данными радиозондирования ионосферы, показаны перспективы их применения, а также обозначены некоторые проблемы, такие как недостаточная документированность части форматов данных и представление ионограмм только в виде растровых изображений, существенная часть из которых к тому же отсканирована с фотопленок.

Ключевые слова: ионосфера, распространение радиоволн, радиозондирование, вертикальное зондирование ионосферы, ионограмма, обработка ионограмм.

Обзор практик управления проектами в игровой разработке

Алексей Витальевич Шубин, Гульнара Фаритовна Сахибгареева, Влада Владимировна Кугуракова
533-552
Аннотация:

Опыт игровых студий показывает, что классические методологии разработки программного обеспечения (ПО) плохо имплементируются в видеоигровую разработку из-за ее интерактивной составляющей, связанной с правильным выстраиванием обратной связи между игрой и пользователем. Кроме того, разработка видеоигр объединяет большое число разработчиков различных сфер, деятельность которых обязана быть согласована в проекте. Несмотря на эти отличия, видеоигры, как и любое другое разрабатываемое ПО, нуждаются в процессе организации команды разработки.


В статье приведён обзор традиционных методологий разработки программного обеспечения, а также модификаций, специализирующихся конкретно на разработке видеоигр. Проведено сравнение наиболее популярных методологий и определено качество их имплементации в студиях разработки видеоигр.

Ключевые слова: видеоигра, программная инженерия, игровой дизайн.

Распределенная тренировка ML-модели на мобильных устройствах

Денис Васильевич Симон, Ирина Сергеевна Шахова
1076-1092
Аннотация: В настоящее время потребность в наличии решений по распределенной тренировке ML-модели в мире возрастает. Однако существующие инструменты, в частности, TensorFlow Federated, – в самом начале своего развития, сложны в реализации и пригодны на текущий момент исключительно для симуляции на серверах. Для мобильных устройств надежно работающих подходов для достижения этой цели не существует. В статье спроектирован и представлен подход к такой распределенной тренировке ML-модели на мобильных устройствах, реализуемый с использованием существующих технологий. В его основе лежит концепция model personalization. В данном подходе эта концепция улучшена как следствие смягчения выявленных недостатков. Процесс реализации выстроен так, чтобы на всех этапах работы с ML-моделью использовать только один язык программирования Swift (применяются Swift for TensorFlow и Core ML 3), делая такой подход еще более удобным и надежным благодаря общей кодовой базе.
Ключевые слова: ML-модель, распределенная тренировка ML-модели, мобильная разработка, программная инженерия, машинное обучение, on-device ML, on-device training, edge computing.

Синхронизация сессий дополненной реальности в нативных мобильных приложениях

Дмитрий Андреевич Евдокименко, Ринат Гафурович Ханов, Ирина Сергеевна Шахова
167-180
Аннотация:

Представлена реализация алгоритма синхронизации сессий дополненной реальности в мобильных iOS-приложениях, позволяющего создавать такие сессии с несколькими участниками для их совместного взаимодействия с одними и теми же виртуальными объектами.

Ключевые слова: дополненная реальность, augmented reality, AR, ARKit, сессия дополненной реальности, синхронизация сессий дополненной реальности.

Архитектура обучающих приложений с достоверной оценкой знаний и визуальным проектированием сценариев тестирования в концепции Microlearning

Михаил Михайлович Абрамский, Алина Рустемовна Москиева, Рамиля Радиковна Нигматуллина
288-300
Аннотация:

Представлен подход к проектированию обучающих приложений в концепции Microlearning. Обсуждена зависимость достоверности оценки знаний от визуального представления вопросов проверочного тестирования. Приведены архитектура системы и принцип работы разработанного авторами инструмента проектирования адаптивных тестов и сценариев тестирования для microlearning-приложений.

Ключевые слова: микрообучение, дидактическая единица, достоверная оценка знаний, тесты, адаптивное тестирование, визуальное проектирование теста.

Программное средство оптимизации процессов видеопроизводства

Рустем Фаридович Давлетшин, Ирина Сергеевна Шахова
478-502
Аннотация:

Предложены программные механизмы, направленные на оптимизацию процессов видеопроизводства для авторов художественных видеоматериалов – материалов, предполагающих предварительную постановочную работу. Разработан механизм создания анимированных трехмерных планов съемки (раскадровок) с использованием дополненной реальности для позиционирования и анимации перемещения актеров. С целью преодоления ограничений операционной системы iOS, связанных с доступом к сенсорам, разработан механизм раздельного захвата аудио- и видеопотоков с датчиков устройства для проведения записи, а также их последующей синхронизации по временным меткам для сохранения в память устройства. Отслеживание соблюдения правил композиционного построения и анализ качества изображения на предмет расфокусировки камеры реализованы с использованием технологий компьютерного зрения. Также представлены механизмы работы со сценарием, включающие алгоритмы обработки текста для вывода на экран в виде субтитров, а также распознавания речи актеров и сравнения её с текстом сценария.

Ключевые слова: видеопроизводство, мобильное кино, дополненная реальность, раскадровка, видеозапись, автоматизация, программное решение.

Рекурсия как метод решения математических задач с использованием инструментальных средств по ЭВМ

Василина Анатольевна Касторнова
72-82
Аннотация: Рассматриваются вопросы реализации рекурсивных соотношений при решении математических задач с использованием инструментальных средств программного обеспечения ЭВМ. Подчеркивается, что составление программ решения таких задач способствует более глубокому пониманию сущности процесса рекурсии.
Ключевые слова: рекурсивное соотношение, рекурсивный подход, рекурсивная формула, инструментальное средство, язык программирования, рекурсивная функция (процедура), рекурсивный выход, стек рекурсии.

К проблеме организации разнородных данных при многочастотных исследованиях радиоисточников

О.П. Желенкова, В.Н. Черненков, Т.А. Пляскина, В.С. Шергин
Аннотация: Программные средства виртуальной обсерватории обеспечивают удобный доступ к астрономическим данным и повышают эффективность научных исследований. На базе уже существующих веб-технологий ведутся разработки по реализации большей семантической связности данных, что должно перевести сервисы виртуальной обсерватории на новый уровень, обеспечивающий обмен не только данными, но и знаниями. Пока еще отсутствует развитый инструментарий для актуализации собранной из веб-ресурсов информации, а также средства организации разнородных данных, подготовленных пользователем для научного анализа, которые могли бы повысить эффективность дальнейших исследований. Рассматривается подход к организации разнородной информации, относящейся к исследуемому объекту, который основан на развитии существующих форматов астрономических данных и средств поддержки семантической связности данных.
Ключевые слова: виртуальная обсерватория, астрономические данные, стандарт хранения, формат обмена данными.

Подход к созданию корпуса текстов видеоигр на основе универсальной структуры

Никита Рамильевич Нурлыгаянов, Влада Владимировна Кугуракова
578-597
Аннотация:

Рассмотрена проблема высокой и увеличивающейся стоимости разработки видеоигр, для её решения предложено применить процедурную генерацию контента, что позволит снизить затраты на разработку.


Работа является частью масштабного исследования по автоматическому созданию прототипов видеоигр и посвящена обработке игровых сценариев, то есть текстов на естественном языке. Предложено выделять из сценариев необходимые сущности и передавать их дальнейшим шагам алгоритма, который по текстовым описаниям будет генерировать игровые ресурсы.


Существует несколько публикацией, посвящённых обработке игровых текстов, в которых предложено несколько различных структур хранения выделенной информации. В настоящей статье предложен универсальный формат, который подойдёт для обработки текста любой видеоигры и позволит создать корпус текстов для использования в дальнейших исследованиях и автоматической генерации игровых прототипов.

Ключевые слова: PCG, NLP, разработка видеоигр.

Подходы к проектированию виртуальных тренажёров хирургических операций

Регина Айратовна Шараева, Влада Владимировна Кугуракова, Раилина Рафаэлевна Галиева, Сергей Викторович Зинченко
489-532
Аннотация:

Показаны достоинства симуляционного обучения в тренинге клинических навыков. Представлено, как практики, которые применяются в инвазивной хирургии, могут быть перенесены в виртуальную операционную. Рассмотрены примеры реализаций тренажёров для определения оптимальных подходов к реализации и выстраиванию оптимального процесса разработки. Как логичное развитие функционала, представлены подходы, которые смогут позволить эмулировать все практики, которые происходят при реальных операциях, в т. ч. многопользовательский режим, вариативность сценариев операций, достижение освоения мануальных техник, а также необходимость внесения инцидентов, инициирующих психологическое выгорание будущих хирургов и осознанный выбор специализации.

Ключевые слова: симуляционный тренажёр, виртуальная реальность, хирургия, медицинское образование, Unity, Unreal Engine.

Использование мобильной платформы «CarryMap» при подготовке к геологическому картированию Олон-Ободского золоторудного узла (Южная Монголия)

Евгений Михайлович Высоцкий, Никита Кириллович Глазнев, Михаил Васильевич Задорожный, Виктор Павлович Мокрушников
30-38
Аннотация: Изложен опыт освоения новой мобильной картографической платформы CarryMap при подготовке к детальному геолого-структурному картированию и геохимическому изучению Олон-Ободского рудного узла (Южная Монголия). Авторы консолидировали все имеющиеся картографические материалы и данные по опробованию в одном приложении для мобильных устройств.
Ключевые слова: база геоданных, ГИС, геологическая съемка, месторождения полезных иско-паемых, Data Mining.

Методы виртуальной обсерватории в задаче оптического отождествления радиоисточников

О.П. Желенкова, Е.К. Майорова, Н.С. Соболева, А.В. Темирова
Аннотация: Массовое отождествление списка радиоисточников по данным обзоров неба разных диапазонов электромагнитного спектра представляет для астрономов несомненный интерес. Отождествление радиоисточников не является простой задачей из-за разного углового разрешения, предельной чувствительности, координатной точности радиокаталогов, а также из-за морфологической структуры самих радиоисточников.
Нами был разработан подход к массовому отождествлению радиоисточников каталога RC, полученного на крупнейшем российском радиотелескопе РАТАН-600, с использованием веб-сервисов, обеспечивающих доступ, визуализацию и анализ данных из оптических, инфракрасных и радио обзоров, которые являются ресурсами виртуальной обсерватории. Около 25% радиоисточников каталога RC не были подтверждены в обзоре NVSS, поэтому для уточнения координат и плотностей потоков была проведена повторная обработка данных обзоров “Холод” за 1980-1999 гг., результатом которой стал каталог RC Refined (RCR).
Средствами интерактивного атласа неба Aladin (Perl API для командного интерфейса и макроконтроллер), а также с помощью pysao (программный Python-интерфейс к SAOImage DS9) реализованы потоки работ по списку радиоисточников для подготовки данных и визуализации результатов. Радиоисточники каталога RCR были отождествлены с данными 5 радиообзоров неба: VLSS, TXS, NVSS, FIRST, GB6 (частоты 74, 365, 1440 и 4850 МГц), двух оптических обзоров: DSS2 и SDSS (полосы u,g,r,i,z) и инфракрасного обзора UKIDSS (полосы J, H, K). Поскольку предполагается дальнейший анализ многочастотных данных, особое внимание уделено компиляции разнородной информации в один ресурс, информационно-поисковую систему ObjectRadioSky. Для этого разработана схема базы данных, учитывающая добавление новых каталогов, интеграцию их параметров с UCDs и реализацию связи между объектами каталогов. Реализован веб-интерфейс для отображения всей имеющейся информации о выбранном радиоисточнике.
Ключевые слова: цифровые коллекции, виртуальная обсерватория, исследование радиоисточников, многочастотные обзоры неба, предметно-ориентированные поисковые системы.

VR-телеуправление «многорукими» устройствами: проблемы, гипотезы, постановка задачи

Влада Владимировна Кугуракова, Игорь Дмитриевич Сергунин, Евгений Юрьевич Зыков, Олег Дмитриевич Сергунин, Алексей Валерьевич Уланов, Динара Рустамовна Габдуллина, Артем Шамилевич Гилемянов
441-471
Аннотация:

Рассмотрены различные решения, существующие в области дистанционного управления роботизированными устройствами, оснащенными манипуляторами. Представлены новые подходы к организации совместного телеуправления множеством манипуляторов, с использованием различных пользовательских входов. Проанализированы следующие сценарии использования: архитектура системы с множеством манипуляторов и пользовательские интерфейсы управления, включая такие перспективные направления, как глубокое машинное обучение и нейроинтерфейсы.

Ключевые слова: виртуальная реальность, телеуправление, робот, ко-бот, робототехника, совместное телеуправление, телеимпенданс, когнитивное радио.

Weazet – платформа для соревнований и практики начинающих программистов

Юрий Иосифович Воротницкий, Михаил Георгиевич Зеков
304-311
Аннотация:

Рассмотрены проблемы организации практики по программированию для школьников 13–17 лет, а также их мотивации. Предложены методология и программная платформа, обеспечивающие для таких школьников практикум по алгоритмизации и программированию путем реализации на этой платформе соревнований алгоритмов, написанных на различных языках программирования.

Ключевые слова: алгоритмизация, программирование, геймификация, дополнительное образование.

Визуальный редактор сценариев для виртуальных лабораторий

Виталий Денисович Абрамов, Михаил Михайлович Абрамский, Влада Владимировна Кугуракова, Надир Ринатович Манахов, Азат Мунирович Маславиев
483-501
Аннотация:

Представлена реализация визуального редактора сценариев, позволяющего проектировать серии экспериментов для виртуальных образовательных лабораторий. Описана связь приведенного подхода с возможностью явного управления вовлеченностью студентов и методами ее оценки.

Ключевые слова: виртуальные лаборатории, виртуальные симуляции, node-based editor, графический редактор сценариев, оценка вовлеченности.
1 - 16 из 16 результатов
Информация
  • Для читателей
  • Для авторов
  • Для библиотек
Отправить материал
Текущий выпуск
  • Логотип Atom
  • Логотип RSS2
  • Логотип RSS1

Электронные библиотеки

ISSN 1562-5419

Информация

  • О журнале
  • Цели и задачи
  • Тематика
  • Руководство для авторов
  • Отправка материалов
  • Заявление о конфиденциальности
  • Контакты
  • eLIBRARY.RU
  • dblp computer science bibliography

Отправить статью

Авторам нужно зарегистрироваться в журнале перед отправкой материалов, или, если вы уже зарегистрированы, можно просто войти со своей учетной записью и начать процесс отправки, состоящий из пяти шагов.

Отправить материал
Больше информации об этой издательской системе, платформе и рабочем процессе от OJS/PKP.

© 2015-2025 Казанский (Приволжский) федеральный университет; Институт развития информационного общества