• Main Navigation
  • Main Content
  • Sidebar

Электронные библиотеки

  • Главная
  • О нас
    • О журнале
    • Цели и задачи
    • Тематика
    • Главный редактор
    • Редакция
    • Отправка материалов
    • Заявление об открытом доступе
    • Заявление о конфиденциальности
    • Контакты
  • Текущий выпуск
  • Архивы
  • Регистрация
  • Вход
  • Поиск
Издается с 1998 года
ISSN 1562-5419
16+
Language
  • Русский
  • English

Найти

Расширенные фильтры

Результаты поиска

Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий

Ирэна Веньяминовна Роберт
145-164
Аннотация: Описаны сущностные изменения в сфере образования, происходящие в связи с активным и систематическим применением цифровых информационных технологий и соответствующие им стратегические направления развития информатизации отечественного образования. Описаны современные теории обучения периода активного использования цифровых технологий в образовании (дидактико-технологические парадигмы современного периода информатизации образования; информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса; конвергенция педагогической науки и цифровых информационных технологий; трансфер-интегративные области научного знания). Представлены сравнительные характеристики основных компонент традиционной дидактики и дидактики в условиях информатизации образования.
Ключевые слова: дидактика в условиях информатизации образования, дидактико-технологические парадигмы современного периода информатизации образования, информационная безопасность личности пользователя, информационные и коммуникационные технологии, конвергенция педагогической науки и цифровых информационных технологий, научно-педагогические практики, трансфер-интегративная область научного знания, цифровые технологии, цифровые информационные технологии.

Системы образовательных проекций, уровней и пререквизитов математической онтологии OntoMathEdu

Марина Викторовна Фалилеева, Александр Витальевич Кириллович, Ольга Авенировна Hевзорова, Лилиана Рафиковна Шакирова, Евгений Константинович Липачёв, Анастасия Эдуардовна Дюпина
505-530
Аннотация:

Представлены разработанные образовательные проекции, уровни и пререквизиты математической образовательной полилингвальной онтологии OntoMathEdu. Образовательная проекция рассматривается как формализация определенной системы предметной подготовки по математике. Она представляет себой подмножество концептов онтологии OntoMathEdu, которые структурированы на данном этапе развития онтологии с помощью двух дидактических отношений — образовательный уровень и пререквизит.


Образовательные уровни выделены на основе стандартов обучения соответствующей системы образования, отношение пререквизит определяется последовательностью изучаемых понятий в той или иной системе образования.  


В онтологии OntoMathEdu определены две проекции, представляющие образовательные системы России и Великобритании. Алгоритм построения онтологии через связывание различных проекций позволяет в дальнейшем пополнять ее новыми образовательными проекциями, которые можно использовать в системе полилингвального обучения математике.

Ключевые слова: онтология, математическое образование, планиметрия, OntoMathEdu, образовательная проекция, образовательный уровень, пререквизит.

Рекурсия как метод решения математических задач с использованием инструментальных средств по ЭВМ

Василина Анатольевна Касторнова
72-82
Аннотация: Рассматриваются вопросы реализации рекурсивных соотношений при решении математических задач с использованием инструментальных средств программного обеспечения ЭВМ. Подчеркивается, что составление программ решения таких задач способствует более глубокому пониманию сущности процесса рекурсии.
Ключевые слова: рекурсивное соотношение, рекурсивный подход, рекурсивная формула, инструментальное средство, язык программирования, рекурсивная функция (процедура), рекурсивный выход, стек рекурсии.

О вопросе измерения вклада программистских решений в производительность программ

Лидия Васильевна Городняя, Татьяна Анатольевна Андреева
738–759
Аннотация:

Статья нацелена на привлечение внимания к вопросам, возникающим в связи с проблемой оценки влияния программируемых решений на продуктивность программирования и производительность программ в процессе обучения программированию и улучшения программных приложений с сохранением их правильности. Проанализированы результаты некоторых экспериментов по этим вопросам. Рассматривается гипотеза, что функциональные модели могут быть полезны как метрическая шкала, позволяющая отделять особенности используемых языков и систем программирования от характеристик программ и запрограммированных решений. Описаны результаты небольшого демонстрационного эксперимента, направленного на исследование зависимости производительности программ от выбора компилятора и отдельно от представления программируемых решений на определённом языке программирования. Анализ полученных результатов позволяет наметить подход к созданию методики, позволяющей выяснять такие зависимости. При создании методики может быть учтён многолетний опыт оценки учебных и олимпиадных работ по программированию, проявивший ряд не вполне очевидных аспектов проблемы.

Ключевые слова: измерение качества программ, продуктивность программирования,, производительность программ, программистские решения, функциональное программирование.

Подготовка учителя информатики в условиях современной образовательной среды педагогического вуза

Ольга Павловна Жигалова
65-71
Аннотация: Определены профессиональные задачи, которые необходимо решать учителю информатики в условиях цифровой образовательной среды. Автором представлен опыт организации и сопровождения научно – исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, связанной с изучением области применения цифровых технологий в образовании.
Ключевые слова: педагогическое образование, бакалавр педагогического образования, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, условия организации профессиональной подготовки учителя.

РИНЦ как зеркало публикационной активности членов РАО

Юрий Евгеньевич Поляк
543-562
Аннотация: На основе информации из открытых источников составлена таблица, отражающая показатели 128 действительных членов Российской академии образования в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Основные результаты даны в сжатом виде и сопоставлены с итогами аналогичного исследования, выполненного несколькими годами ранее. Обсуждены сделанные выводы и особенности РИНЦ как аналитического инструмента.
Ключевые слова: Российская академия образования, Российский индекс научного цитирования, публикационная активность.

Резервы синтаксического конструирования систем программирования

Лидия Васильевна Городняя
43-61
Аннотация: Работа посвящена анализу возможностей использования современного потенциала информационных технологий при решении задач обработки больших и сложных данных на примере текстов программ и определений языков программирования. Рассмотрена проблема совершенствования современных систем программирования и создания новых языков программирования, нацеленных на эффективное решение задач разработки надёжных и удобных информационных систем.
Ключевые слова: системы программирования, декомпозиция программ, реализационная прагматика, определение языков программирования.

Формы представления результатов парадигмального анализа языков программирования

Лидия Васильевна Городняя
472-493
Аннотация: Цель статьи – выбор представления результатов сравнения языков программирования, удобного для оценки выразительной силы языков и трудоёмкости реализации систем программирования. Формы такого представления должны быть приспособлены к обоснованию практичных критериев декомпозиции программ, что можно рассматривать как подход к решению проблемы факторизации весьма усложнённых определений языков программирования. Актуальность выбора лаконичных и быстро воспринимаемых форм полезен для работы в стремительно развивающемся пространстве новых проблемно-ориентирован-ных языков программирования. Попутно можно показывать дистанцию в понятийной сложности между программированием и разработкой систем программирования.
Ключевые слова: системы программирования, декомпозиция программ, реализационная прагматика, парадигмы программирования, критерии декомпозиции, семантические системы, определение языков программирования.

Сильные и слабые связи в научно-образовательном вебе

Андрей Анатольевич Печников
526-542
Аннотация: Веб-граф является наиболее популярной моделью фрагментов реального Веба, применяемой в науке о Вебе. Исследование сообществ в веб-графе способствует лучшему пониманию организации фрагмента Веба и процессов, происходящих в нём. Предложено выделить в веб-графе коммуникационный граф, содержащий только те вершины (и дуги между ними), которые имеют встречные дуги, и в нём исследовать задачу разбиения на сообщества. По аналогии с социальными исследованиями связи, реализуемые через ребра в коммуникационном графе, предложено называть «сильными», а все остальные – «слабыми». На сильных связях строятся тематические сообщества, имеющие содержательную интерпретацию. В то же время слабые связи способствуют коммуникациям между сайтами, не имеющими общих признаков по сфере деятельности, географии, подчиненности и т. д., и в основном сохраняют связность фрагментов Веба даже при отсутствии сильных связей. Эксперименты, проведенные для фрагмента научно-образовательного Веба России, показали возможность содержательной интерпретации полученных результатов и перспективность такого подхода.
Ключевые слова: веб-граф, коммуникационный граф, сообщество в графе, сила связей.

Систематизации парадигм программирования по приоритетам принятия решений

Лидия Васильевна Городняя
666-696
Аннотация: Цель статьи – описание методики сравнения парадигм и языков программирования, отражающей выразительную силу языков, трудоёмкость реализации систем программирования и приспособленность к обоснованию практичных, объективных критериев декомпозиции программ, что можно рассматривать как подход к решению проблемы факторизации весьма усложнённых определений языков программирования и систем их поддержки. Представлены результаты анализа наиболее известных основных парадигм программирования и намечен подход к навигации в современном расширяющемся пространстве языков программирования. Систематизация парадигм учитывает особенности постановок задач программирования и семантические характеристики языков и систем программирования с акцентом на критерии качества программ и приоритеты в принятии решений при их реализации и обучении программистов.
Ключевые слова: определение языков программирования, парадигмы программирования, классификация сложных определений, семантические системы.

Интернет вещей – «цифровым аборигенам» и их родителям

Диана Александровна Богданова
72-81
Аннотация: На основании публикаций в западной научной литературе и средствах массовой информации рассмотрено разнообразие интернет-игрушек, предлагаемых на рынке в настоящее время. Сформулированы ожидания по взаимодействию компаний-производителей с потребителями продукции. Приведены рекомендации для родителей по покупке и пользованию интернет-игрушками.
Ключевые слова: интернет-игрушки, безопасность интернет-игрушек, соблюдение конфиденциальности, персональные данные, защита конфиденциальности, цифровые аборигены, игрушки «в реале», «Хелло, Барби!».

Российская научная публикация периода COVID-19

Михаил Михайлович Горбунов-Посадов
74-87
Аннотация:

Влияние пандемии COVID-19 на мир научных публикаций: стремительная публикация и упрощенный доступ для статей о вирусе, открытый доступ на время самоизоляции в мире и в России. Впечатляющая разница между числом читателей российских научных статей в открытом и платном доступах, политика журналов Российской академии наук. Впечатляющий рост читательской аудитории КиберЛенинки. Онлайновое заседание диссертационного совета. Новости eLibrary. Комплексный балл публикационной активности от Минобрнауки.

Ключевые слова: научные публикации, COVID-19, открытый доступ.

Некоторые инструменты для работы с библиографическими ссылками

Алексей Викторович Ермаков
88-100
Аннотация:

Быстрый количественный рост научных публикаций подтолкнул развитие различных интернет-инструментов для поиска необходимой информации  Не меньшее значение, чем поиск необходимой информации, имеет статистика по ее изучению и использованию (цитированию).
В данной статье рассматриваются инструменты для поддержки цитирования, предоставляемые Google-академией, Crossref  и другими разработчиками.
В Российской Федерации НЭИКОН (национальный консорциум российских организаций образования, науки, и культуры) оказывает техническую и методическую поддержку по работе с DOI и другими сервисами Crossref.
В статье показано, как рассматриваемые инструменты встраиваются в интерфейсы пользователей электронной библиотеки ИПМ. Рассматриваются дополнительные возможности, предоставляемые указанными инструментами.

Ключевые слова: электронная библиотека, библиографическая ссылка, обратная библиографическая ссылка, набор инструментов.

Каким должен быть язык учебного программирования

Лидия Васильевна Городняя
830–856
Аннотация:

Статья посвящена обоснованию решений в проекте тренажёра на базе языка учебного программирования, предназначенного для начального ознакомления с базовыми понятиями взаимодействия процессов и управления вычислениями. На этапе перехода к многопроцессорным архитектурам возрастает актуальность развития особой языково-информационной поддержки введения в программирование. Сколь ни сложен мир параллелизма, системе подготовки программистов предстоит его освоить и создать методику полноценного ознакомления с его не очевидными явлениями. Это достаточная причина для разработки языка учебного программирования, ориентированного на начальное обучение школьников младших и средних классов, а также студентов младших курсов и непрофессионалов, оперированию взаимодействующими процессами и программированию параллельных вычислений. В основу языка положен многолетний опыт управления взаимодействием игрушечных роботов, перемещающихся на клетчатой доске.


Материал статьи представляет интерес для программистов, студентов и аспирантов, специализирующихся в области системного и теоретического программирования, и для всех тех, кто интересуется проблемами современной информатики, программирования и информационных технологий, особенно проблемами параллельных вычислений, суперкомпьютерами и вообще применением многопроцессорных комплексов и компьютерных сетей.

Ключевые слова: учебное программирование, функциональное программирование, взаимодействие процессов, многопроцессорные конфигурации, определение языка программирования, парадигмы программирования, декомпозиция программ, критерии декомпозиции, семантические системы, схемы преподавания системного программирования, лаконичные определения.
1 - 14 из 14 результатов
Информация
  • Для читателей
  • Для авторов
  • Для библиотек
Отправить материал
Текущий выпуск
  • Логотип Atom
  • Логотип RSS2
  • Логотип RSS1

Электронные библиотеки

ISSN 1562-5419

Информация

  • О журнале
  • Цели и задачи
  • Тематика
  • Руководство для авторов
  • Отправка материалов
  • Заявление о конфиденциальности
  • Контакты
  • eLIBRARY.RU
  • dblp computer science bibliography

Отправить статью

Авторам нужно зарегистрироваться в журнале перед отправкой материалов, или, если вы уже зарегистрированы, можно просто войти со своей учетной записью и начать процесс отправки, состоящий из пяти шагов.

Отправить материал
Больше информации об этой издательской системе, платформе и рабочем процессе от OJS/PKP.

© 2015-2025 Казанский (Приволжский) федеральный университет; Институт развития информационного общества