Программный модуль формирования цифрового математического пространства на основе графов знаний

Main Article Content

Вадим Игоревич Гурьянов
Александр Михайлович Елизаров

Аннотация

Современное информационное пространство содержит множество данных, однако они зачастую слабо структурированы, трудно находимы и не всегда корректны. Это создаёт дополнительные трудности при исследованиях, поэтому в настоящее время формируются цифровые пространства научных знаний, в частности, на основе графов знаний.


Для обеспечения качества информации такие графы часто наполняются данными вручную, что требует больших затрат времени. Поэтому создание инструмента, предоставляющего возможность автоматического наполнения графа данными, а также обеспечивающего контроль их качества, позволит упростить и ускорить процесс формирования цифровых пространств научных знаний.


Предложены методы автоматизации наполнения графа данными, обеспечивающие параллельный контроль их целостности. На основе предложенных методов разработан программный модуль, описаны механизмы его функционирования и его архитектура.

Article Details

Как цитировать
Гурьянов, В. И., и А. М. Елизаров. «Программный модуль формирования цифрового математического пространства на основе графов знаний ». Электронные библиотеки, т. 28, вып. 3, июнь 2025 г., сс. 622-39, doi:10.26907/1562-5419-2025-28-3-622-639.

Библиографические ссылки

Ataeva O., Kalenov N., Serebryakov V., Sotnikov A. Informational Infrastructure of the Common Digital Space of Scientific Knowledge // International Conference «Common Digital Space of Scientific Knowledge», November 10–12, 2020, Moscow, Russia / CEUR Workshop Proceedings. 2021. Vol. 2990. P. 1–10. https://doi.org/10.51218/1613-0073-2990-1-10
2. Атаева О.М., Каленов Н.Е., Серебряков В.А. Об основных понятиях Единого цифрового пространства научных знаний // Научный сервис в сети Интернет: труды XXII Всероссийской научной конференции (21–25 сентября 2020 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2020. С. 29–40. https://doi.org/10.20948/abrau-2020-18
3. Fecher B., Kahn R., Sokolovska N., Völker T., Nebe P. Making a Research Infrastructure: Conditions and Strategies to Transform a Service into an Infrastructure // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48, No. 4. P. 499–507. https://doi.org/10.1093/scipol/scab026
4. Kohn Rådberg K., Löfsten H. Developing a knowledge ecosystem for large-scale research infrastructure // The Journal of Technology Transfer. 2023. Vol. 48, No. 1. P. 441–467. https://doi.org/10.1007/s10961-022-09945-x
5. Papon P. European scientific cooperation and research infrastructures: Past tendencies and future prospects // Minerva. 2004. Vol. 42, No. 1. P. 61–76. https://doi.org/10.1023/B:MINE.0000017700.63978.4a
6. Антопольский А.Б., Каленов Н.Е., Серебряков В.А., Сотников А.Н. О едином цифровом пространстве научных знаний // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89, №7. С. 728–735. https://doi.org/10.31857/S0869-5873897728-735
7. Elizarov A., Lipachev E. Lobachevskii Digital Library in the Scientific Space of Mathematical Knowledge, Scientific and Technical Information Processing. 2023. Vol. 50, No. 1. P. 35–39. https://doi.org/10.3103/S0147688223010021
8. Serebryakov V.A., Ataeva O.M. Ontology Based Approach to Modeling of the Subject Domain ‘‘Mathematics” in the Digital Library // Lobachevskii Journal of Mathematics. 2021. Vol. 42, No. 8. P. 1920–1934. https://doi.org/10.1134/S199508022108028X
9. Lange C. Ontologies and languages for representing mathematical knowledge on the Semantic Web // Semantic Web. 2013. Vol. 4, No. 2. P. 119–158. https://doi.org/10.3233/SW-2012-0059
10. Wang J. Math-KG: Construction and Applications of Mathematical Knowledge Graph, arXiv:2205.03772. 2022. P. 1–5. https://doi.org/10.48550/arXiv.2205.03772.
11. Муромский А.А., Тучкова Н.П. Представление математических понятий в онтологии научных знаний // Онтология проектирования. 2019. Т. 9, №1 (31). С. 50–69. https://doi.org/10.18287/2223-9537-2019-9-1-50-69
12. Елизаров А.М., Кириллович А.В., Липачёв Е.К., Невзорова О.А. Онтология математического знания OntoMathPRO // Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления. 2022. Т. 507. № 1. С. 29–35. https://doi.org/10.31857/S2686954322700011
13. Елизаров А.М., Кириллович А.В., Липачёв Е.К., Невзорова О.А. Новые компоненты онтологии OntoMathPRO представления математического знания // Научный сервис в сети Интернет: труды XXV Всероссийской научной конференции (18–21 сентября 2023 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2023. С. 141–151. https://doi.org/10.20948/abrau-2023-32
14. Невзорова О.А., Гизатуллин Б.Т. Система автоматического построения графов знаний математических документов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Физико-математические науки. 2023. Т. 165, № 3. С. 264–281. https://doi.org/10.26907/2541-7746.2023.3.264-281
15. Lehmann J., Isele R., Jakob M., Jentzsch A., Kontokostas D., N. Mendes P., Hellmann S., Morsey M., Van Kleef P., Auer S., Bizer C. DBpedia – A Large-scale, Multilingual Knowledge Base Extracted from Wikipedia // Semantic Web. 2015. Vol. 6, No. 2. P. 167–195. https://doi.org/10.3233/SW-140134
16. Vrandečić D., Krötzsch M. Wikidata: a free collaborative knowledgebase // Communications of the ACM. 2014. Vol. 57, No. 10. P. 78–85. https://doi.org/10.1145/2629489
17. Schembera B., Wübbeling F., Kleikamp H., Schmidt B., Shehu A., Reidelbach M., Biedinger C., Fiedler J., Koprucki T., Iglezakis D., Göddeke D. Towards a Knowledge Graph for Models and Algorithms in Applied Mathematics // arXiv:2408.10003. https://doi.org/10.48550/arXiv.2408.10003
18. Protégé. URL: https://protege.stanford.edu
19. Home // RDFLib. URL: https://rdflib.dev
20. SPARQL Endpoint interface to Python // SPARQLWrapper documentation URL: https://sparqlwrapper.readthedocs.io/en/latest/main.html
21. RDF // Semantic Web Standards. URL: https://www.w3.org/RDF.
22. Virtuoso Homepage // OpenLink Software. URL: https://virtuoso.openlinksw.com.
23. VIGuryanov/Knowledge-Graphs-Builder // GitHub. URL: https://github.com/VIGuryanov/Knowledge-Graphs-Builder.


Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2