Региональный опыт реализации «мягкой» модели обучения геометрии с опорой на компьютерный эксперимент

Main Article Content

Милена Альбертовна Мичасова

Аннотация

Представлены некоторые результаты реализации «мягкой» модели обучения геометрии в школах Нижегородской области с опорой на идеи экспериментальной математики, в соответствии с которыми отбирается и разрабатывается содержание учебных материалов, способствующих развитию интеллекта учащихся (открытые задачи по геометрии). Отмечены преимущества перехода от статического взгляда на геометрическую задачу к динамическому, от традиционного изучения геометрии – к экспериментальному при использовании специальных развивающих учебных заданий: открытых исследовательских задач. Особенностью предлагаемых открытых задач по геометрии является то, что они, будучи проекцией традиционных классических задач по геометрии, в то же время, во-первых обеспечивают формирование основных компонентов ментального (когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального) опыта ученика и, во-вторых, создают условия для проявления индивидуальных познавательных стилей учащихся. Обогащение метакогнитивного опыта осуществляется с помощью цепочек открытых задач, которые создают условия для формирования умений планировать, прогнозировать и контролировать свою математическую деятельность.

Article Details

Биография автора

Милена Альбертовна Мичасова

Кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород.

Библиографические ссылки

1. Баранова В.Ю., Ковалева Г.С., Кошеленко Г.С. Особенности проведения исследования PISA-2009 в России. URL: http://www.centeroko.ru/ pisa09/ pisa09_pub.html
2. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005, 456 с.
3. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003, 222 с.
4. Зайкин М.И., Арюткина С.В., Зайкин Р.М. Цепочки, циклы и системы математических задач. Монография. Арзамас: АГПИ, 2013, 135 с.
5. Иванов С.Г., Люблинская И.Е., Рыжик В.И. Исследовательские сюжеты для среды THE GEOMETER'S SKETCHPAD // Компьютерные инструменты в образовании, 2003, № 3, С. 14–20.
6. Мичасова М.А. Компьютерный эксперимент в доказательстве теорем // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU – 2016). Материалы VI Международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016, С. 220–224.
7. Мичасова М.А. О компьютерном эксперименте при изучении геометрии. // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU – 2014) – Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014, С. 220–224.
8. Мичасова М.А. Система динамической геометрии Geogebra – предметная среда для экспериментального изучения геометрии // Тезисы всероссийской научно-практической конференции «Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации». Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2017, С. 123–127.
9. Мичасова М.А., Каторова О.Г., Кулыгина О.В., Федонина В.В. Об опыте применения интерактивной геометрической среды в условиях гимназии // Нижегородское образование, 2016, № 1, С. 97–102.
10. Сгибнев А.И. Как задавать вопросы? // Математика, 2007, № 12, С. 30–41.
11. Тестов В.А. Математическое образование в условиях сетевого пространства // Образование и наука, 2013, № 1(2), С. 111–120.
12. Шабанова М.В. Системы динамической геометрии в обучении математике: проблемы и пути их решения // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов VIII Международной научно-практической конференции. М.: ИНТУИТ, 2013, С. 229–237.
13. Шабат Г.Б. «Живая математика» и математический эксперимент // Вопросы образования, 2005, №3, С. 156–165.