Настоящий выпуск журнала «Электронные библиотеки» представляет собой тематический сборник статей, подготовленных сотрудниками Института прикладной семиотики Академии наук Республики Татарстан (www.ips.antat.ru). Институт прикладной семиотики выполняет фундаментальные и прикладные исследования в области прикладной семиотики, компьютерной и когнитивной лингвистики, интеллектуальных информационных технологий. Одним из ключевых проектов Института в настоящее время является разработка Национального корпуса татарского языка «Туган тел» (www.corpus.antat.ru). Этот проект выполняется в рамках мероприятий по государственной программе «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы» и нацелен на разработку аннотированного корпуса татарского языка для гуманитарных и образовательных приложений. Корпусное исследование языка дает богатейший материал для построения лингвистических моделей и ресурсов, применимых в задачах перевода, семиотических и когнитивных исследованиях, образовательных программах.
Обзорные статьи А.М. Галиевой и Р.Р. Гатауллина, представленные в настоящем выпуске, посвящены актуальным проблемам корпусной лингвистики – разрешению грамматической многозначности корпусных данных и подготовке лингвистических ресурсов, которые могут быть использованы при семантическом аннотировании корпусных данных. Для татарского языка в настоящее время отсутствуют большие коллекции данных со снятой многозначностью, что затрудняет применение методов машинного обучения в лингвистических приложениях. Тем не менее, авторы рассматривают машинное обучение как наиболее перспективное направление для снятия многозначности и показывают сравнительные оценки методов применительно к различным языкам. В статье А.М. Галиевой дан обзор основных англоязычных электронных лексикографических ресурсов, разработанных для представления семантики глагола. Данное направление имеет важнейшие применения в задачах обработки естественного языка, поэтому статья является весьма своевременной и актуальной.
Статья А.Ф. Хусаинова, А.Х. Хусаиновой и Р.А. Гильмуллина посвящена еще одному направлению деятельности Института прикладной семиотики, связанному с разработкой интеллектуальных обучающих систем и технологий. Эти исследования ориентированы на разработку семиотических моделей в обучении, их реализацию в прикладных системах и образовательных ресурсах, формирование концепции и методик обучения в условиях инфокоммуникационной образовательной среды. В названной статье описана технология создания электронных версий обучающих материалов в образовательной среде, построенной на основе принципов Smart Education – современного метода обучения, базирующегося на облачных технологиях и обеспечивающего интерактивность учебного процесса.
Публикуемые материалы отражают круг актуальных проблем и задач, которые были представлены для обсуждения на Международной конференции по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL-2016, прошедшей в Казани 21–24 апреля 2016 года.
Составитель тематического выпуска О.А. Невзорова
Опубликован: 22.04.2016
Весь выпуск
Статьи
Глагольная лексика в лексикографических базах данных: обзор основных ресурсов
Дан краткий обзор электронных лексикографических ресурсов и баз данных, представляющих семантику глагола. Глагол как одна из самых сложных, семантически ёмких и грамматически содержательных частей речи в любом языке характеризуется разветвлённой системой значений и грамматических форм. Семантическая структура глагола – это комплекс онтологических и реляционных семантических компонентов, которые могут получать свое формальное выражение на разных уровнях языковой структуры. При фиксации глаголов в электронных лексикографических ресурсах разработчики исходят из различных методологических установок и отдают приоритет различным аспектам семантической организации глагольной лексики.
Аналитический обзор методов разрешения морфологической многозначности
Проанализированы основные методы разрешения морфологической многозначности применительно к татарскому языку. Описано текущее состояние работ и приведены основные результаты по данному направлению, сделаны выводы о применимости методов разрешения с оценкой их точности.
Инструментальные средства создания электронных версий обучающих материалов
Описана технология, которая позволяет создавать электронные версии обучающих материалов. Данные материалы представляют собой часть общей образовательной среды, построенной на основе принципов Smart Education – современного метода обучения, базирующегося на облачных технологиях и обеспечивающего интерактивность учебного процесса. В электронных обучающих материалах полностью представлено содержимое печатного учебника, необходимых дополнительных интерактивных материалов; созданные с помощью набора алгоритмов электронные учебники могут быть интегрированы в учебный процесс как в виде интернет-ресурса, так и в виде мобильных приложений для наиболее популярных ОС.