Цифровое моделирование тематического поля изучения культурной конгруэнтности в психологическом контексте
Main Article Content
Аннотация
В работе установлены ключевые темы в современных психологических исследованиях культурной конгруэнтности с использованием метода тематического цифрового моделирования массива научных публикаций.
Актуальность и значимость проведенного исследования обусловлены
ростом значимости культурной конгруэнтности в условиях цифровой трансформации общества, изменяющей способы социализации и взаимодействия. Современные технологии требуют переосмысления психологических механизмов адаптации индивида к культурной среде, особенно в детском и подростковом возрастах. Несмотря на активное изучение этого феномена, наблюдается очевидный недостаток исследований, посвященных культурной конгруэнтности взрослых. Применение цифрового моделирования и искусственного интеллекта позволяет систематизировать знания и выявить структуру тематического поля с высокой точностью. Полученные данные открывают перспективу для дальнейшего изучения культурной конгруэнтности в ходе онтогенеза.
Конструирование тематического поля исследований культурной конгруэнтности, основанный на анализе цифровых анналов, содержащих коллекцию научных публикаций по данной тематике (112 статей), был выполнен с использованием алгоритма тематического моделирования (topic modeling) на языке программирования Python и с применением цифровых платформ, включая инструменты на основе мультимодальных нейросетей (GigaChat, Qwen, DeepSeek). В результате проведенного анализа возрастных особенностей феномена культурной
конгруэнтности выделены четыре возрастные группы: дошкольники, младшие школьники, подростки и взрослые.
Article Details
Библиографические ссылки
2. Volkova N.V., Bordunos A.K., Chiker V.A., Pochepbut L.G., Korableva S.A. Tsifrovoye modelirovaniye tematicheskogo polya izucheniya sotsial’nogo kapitala pokoleniy v organizatsiyakh [Digital modeling of the thematic field of studying intergenerational social capital in organizations] // Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society]. 2025. Vol. 16, No. 1. P. 5–27.
https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2025_n1/Volkova_et_al
3. eLIBRARY.ru. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
4. Scopus. URL: https://www.elsevier.com
5. WoS. URL: https://clarivate.com
6. Bayanova L.F., Ganieva A.M. Kreativnost’ i kul’turnaya kongruentnost’ podrostkov [Creativity and cultural congruence of adolescents] // Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. 2023. Vol. 18, No. 4. P. 16–24. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0402
7. Python. URL: https://www.python.org/
8. Kobayashi V.B., Mol S.T., Berkers H.A., Kismihók G., Den Hartog D.N. Text Mining in Organizational Research // Organizational Research Methods. 2018. Vol. 21, No. 3. P. 733–765.
9. Hagen L. Content Analysis of E-Petitions with Topic Modeling: How to Train and Evaluate LDA Models? // Information Processing & Management. 2018. Vol. 54, No. 6. P. 1292–1307.
10. Chauhan U., Shah A. Topic Modeling Using Latent Dirichlet Allocation: A Survey // ACM Computing Surveys. 2022. Vol. 54, No. 7. P. 1–35.
11. Gigachat. URL: https://giga.chat/
12. Qwen. URL: https://chat.qwen.ai/
13. Deepseek. URL: https://www.deepseek.com

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Представляя статьи для публикации в журнале «Электронные библиотеки», авторы автоматически дают согласие предоставить ограниченную лицензию на использование материалов Казанскому (Приволжскому) федеральному университету (КФУ) (разумеется, лишь в том случае, если статья будет принята к публикации). Это означает, что КФУ имеет право опубликовать статью в ближайшем выпуске журнала (на веб-сайте или в печатной форме), а также переиздавать эту статью на архивных компакт-дисках журнала или включить в ту или иную информационную систему или базу данных, производимую КФУ.
Все авторские материалы размещены в журнале «Электронные библиотеки» с ведома авторов. В случае, если у кого-либо из авторов есть возражения против публикации его материалов на данном сайте, материал может быть снят при условии уведомления редакции журнала в письменной форме.
Документы, изданные в журнале «Электронные библиотеки», защищены законодательством об авторских правах, и все авторские права сохраняются за авторами. Авторы самостоятельно следят за соблюдением своих прав на воспроизводство или перевод их работ, опубликованных в журнале. Если материал, опубликованный в журнале «Электронные библиотеки», с разрешения автора переиздается другим издателем или переводится на другой язык, то ссылка на оригинальную публикацию обязательна.
Передавая статьи для опубликования в журнале «Электронные библиотеки», авторы должны принимать в расчет, что публикации в интернете, с одной стороны, предоставляют уникальные возможности доступа к их материалам, но, с другой, являются новой формой обмена информацией в глобальном информационном обществе, где авторы и издатели пока не всегда обеспечены защитой от неправомочного копирования или иного использования материалов, защищенных авторским правом.
При использовании материалов из журнала обязательна ссылка на URL: http://rdl-journal.ru. Любые изменения, дополнения или редактирования авторского текста недопустимы. Копирование отдельных фрагментов статей из журнала разрешается для научных исследований, персонального использования, коммерческого использования до тех пор, пока есть ссылка на оригинальную статью.
Запросы на право переиздания или использования любых материалов, опубликованных в журнале «Электронные библиотеки», следует направлять главному редактору Елизарову А.М. по адресу: amelizarov@gmail.com
Издатели журнала «Электронные библиотеки» не несут ответственности за точки зрения, излагаемые в публикуемых авторских статьях.
Предлагаем авторам статей загрузить с этой страницы, подписать и выслать в адрес издателя журнала по электронной почте скан Авторского договора о передаче неисключительных прав на использование произведения.