«Вычислительное мышление» как вторая грамотность в современном цифровом образовании и обществе
Main Article Content
Аннотация
В ходе невероятного роста популярности цифровых технологий и цифрового образования появилось такое понятие, как «вычислительное мышление». Его резкий спрос и популяризация, как ответ на современные нужды цифрового мира, послужили реструктуризации образования и возникновению большого количества литературы на данную тему. Не всегда ясно, чем же является вычислительное мышление, какие аспекты оно включает и с чем его сравнивать. В данной работе мы рассмотрели смысл данного понятия, его значение в современном цифровом образовании и провели аналогию наличия вычислительного мышления с навыком написанием обычного текста.
Ключевые слова:
Article Details
Библиографические ссылки
2. Capturing the Hype: Year of the MOOC Timeline Explained [Electronic resource] // The Report by Class Central. 2020. URL: https://www.classcentral.com/report/mooc-hype-year-1/.
3. Introducing the Coursera Impact Report 2021 [Electronic resource] // Coursera Blog. 2021. URL: https://blog.coursera.org/coursera-impact-report-2021/.
4. Tekdal M. Trends and development in research on computational thinking // Educ Inf Technol. 2021. Vol. 26, No. 5. P. 6499–6529.
5. Global Skills Reports | Coursera [Electronic resource] // Coursera’s Skills Reports. URL: https://www.coursera.org/skills-reports/global.
6. ChatGPT. What are the main areas digital education teaching? What includes digital literacy and computational literacy? 2023.
7. European Commission. Joint Research Centre. Reviewing computational thinking in compulsory education: state of play and practices from computing education. LU: Publications Office, 2022.
8. (Computational Thinking) The international perspective [Electronic resource]. URL: https://www.computingatschool.org.uk/resource-library/2012/september/the-international-perspective.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Electronic resource] // ФГОС. URL: https://fgos.ru/.
10. Selby C. C. et al. Computational Thinking: The Developing Definition // University of Southampton (E-prints). 2013.
11. Denning P. J., Tedre M. Computational Thinking: A Disciplinary Perspective // Informatics in Education. 2021.
12. Tedre M., Denning P. J. The long quest for computational thinking // Proceedings of the 16th Koli Calling International Conference on Computing Education Research. Koli Finland: ACM, 2016. P. 120–129.
13. European Commission. Joint Research Centre. Developing computational thinking in compulsory education: implications for policy and practice. LU: Publications Office, 2016.
14. Computing in the national curriculum - a guide for primary teachers [Electronic resource]. URL: https://www.computingatschool.org.uk/resource-library/2014/ september/computing-in-the-national-curriculum-a-guide-for-primary-teachers.
15. CAS computational thinking – A Guide for teachers [Electronic resource]. URL: https://www.computingatschool.org.uk/resource-library/2014/june/cas-computational-thinking-a-guide-for-teachers.
16. K–12 Computer Science Framework [Electronic resource] // k12cs.org. URL: http://k12cs.org.
17. K–12 Computer Science Framework | Statements of Support [Electronic resource] // k12cs.org. URL: https://k12cs.org/statements-of-support/.
18. Shut down or restart? | Royal Society [Electronic resource]. URL: https://royalsociety.org/topics-policy/projects/computing-in-schools/report/.
19. Shute V. J., Sun C., Asbell-Clarke J. Demystifying computational thinking // Educational Research Review. 2017. Vol. 22. P. 142–158.
20. Barr V., Stephenson C. Bringing computational thinking to K-12: what is Involved and what is the role of the computer science education community? // ACM Inroads. 2011. Vol. 2, No. 1. P. 48–54.
21. Fagerlund J. et al. Computational thinking in programming with Scratch in primary schools: A systematic review // Computer Applications in Engineering Education. 2021. Vol. 29, No. 1. P. 12–28.
22. Best Jobs in America | Glassdoor [Electronic resource]. URL: https://www.glassdoor.com/List/Best-Jobs-in-America-LST_KQ0,20.htm.
23. Ершов А. П. Программирование – вторая грамотность | Архив академика А.П. Ершова [Electronic resource]. URL: https://web.archive.org/web/20210429142621/http://ershov.iis.nsk.su/ru/second_literacy/pred.
24. Barr D., Harrison J., Conery L. Computational Thinking: A Digital Age Skill for Everyone // Learning & Leading with Technology. International Society for Technology in Education, 2011. Vol. 38, No. 6. P. 20–23.
25. Quotes on computer science – What leaders and trendsetters have to say [Electronic resource] // Code.org. URL: https://code.org/quotes.
26. Digital Education Action Plan (2021–2027) | see COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT [Electronic resource]. URL: https://education.ec.europa.eu/node/1518.
27. Inc T.M. MATLAB. Natick, Massachusetts, United States: The MathWorks Inc., 2022.
28. G. van Rossum (Guido). Python reference manual // Department of Computer Science [CS]. CWI, 1995. No. R 9525.
29. Resnick M. et al. Scratch: programming for all // Commun. ACM. 2009. Vol. 52, No. 11. P. 60–67.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Представляя статьи для публикации в журнале «Электронные библиотеки», авторы автоматически дают согласие предоставить ограниченную лицензию на использование материалов Казанскому (Приволжскому) федеральному университету (КФУ) (разумеется, лишь в том случае, если статья будет принята к публикации). Это означает, что КФУ имеет право опубликовать статью в ближайшем выпуске журнала (на веб-сайте или в печатной форме), а также переиздавать эту статью на архивных компакт-дисках журнала или включить в ту или иную информационную систему или базу данных, производимую КФУ.
Все авторские материалы размещены в журнале «Электронные библиотеки» с ведома авторов. В случае, если у кого-либо из авторов есть возражения против публикации его материалов на данном сайте, материал может быть снят при условии уведомления редакции журнала в письменной форме.
Документы, изданные в журнале «Электронные библиотеки», защищены законодательством об авторских правах, и все авторские права сохраняются за авторами. Авторы самостоятельно следят за соблюдением своих прав на воспроизводство или перевод их работ, опубликованных в журнале. Если материал, опубликованный в журнале «Электронные библиотеки», с разрешения автора переиздается другим издателем или переводится на другой язык, то ссылка на оригинальную публикацию обязательна.
Передавая статьи для опубликования в журнале «Электронные библиотеки», авторы должны принимать в расчет, что публикации в интернете, с одной стороны, предоставляют уникальные возможности доступа к их материалам, но, с другой, являются новой формой обмена информацией в глобальном информационном обществе, где авторы и издатели пока не всегда обеспечены защитой от неправомочного копирования или иного использования материалов, защищенных авторским правом.
При использовании материалов из журнала обязательна ссылка на URL: http://rdl-journal.ru. Любые изменения, дополнения или редактирования авторского текста недопустимы. Копирование отдельных фрагментов статей из журнала разрешается для научных исследований, персонального использования, коммерческого использования до тех пор, пока есть ссылка на оригинальную статью.
Запросы на право переиздания или использования любых материалов, опубликованных в журнале «Электронные библиотеки», следует направлять главному редактору Елизарову А.М. по адресу: amelizarov@gmail.com
Издатели журнала «Электронные библиотеки» не несут ответственности за точки зрения, излагаемые в публикуемых авторских статьях.
Предлагаем авторам статей загрузить с этой страницы, подписать и выслать в адрес издателя журнала по электронной почте скан Авторского договора о передаче неисключительных прав на использование произведения.