• Main Navigation
  • Main Content
  • Sidebar

Электронные библиотеки

  • Главная
  • О нас
    • О журнале
    • Цели и задачи
    • Тематика
    • Главный редактор
    • Редакция
    • Отправка материалов
    • Заявление об открытом доступе
    • Заявление о конфиденциальности
    • Контакты
  • Текущий выпуск
  • Архивы
  • Регистрация
  • Вход
  • Поиск
Издается с 1998 года
ISSN 1562-5419
16+
Language
  • Русский
  • English

Найти

Расширенные фильтры

Результаты поиска

Визуализация цифровых 3D-объектов при формировании виртуальных выставок

Николай Евгеньевич Каленов, Сергей Александрович Кириллов, Ирина Николаевна Соболевская, Александр Николаевич Сотников
418-432
Аннотация: Представлены подходы к решению задачи создания реалистичных интерактивных 3D веб-коллекций музейных экспонатов. Рассмотрено представление 3D-моделей объектов на основе ориентированных полигональных структур. Описан метод создания виртуальной коллекции 3D-моделей по технологии интерактивной анимации. Также показано, как на основе отдельных кадров экспозиции с помощью методов фотограмметрии строится высококачественная 3D-модель. Приведены результаты расчетов для построения 3D-моделей реальных музейных экспонатов. Для создания 3D-моделей с целью предоставления их широкому кругу пользователей через интернет использована технология интерактивной анимации. Приведены различия между представлениями цифровых 3D-моделей. Описана технология создания цифровых 3D-моделей объектов из фондов Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева и формирования на их основе средствами электронной библиотеки «Научное наследие России» виртуальной выставки, посвященной научной деятельности М.М. Герасимова и его антропологическим реконструкциям. Выставка наглядно продемонстрирована возможности интеграции информационных ресурсов средствами электронной библиотеки. Формат виртуальных выставок позволил объединить ресурсы партнеров для предоставления широкому кругу пользователей коллекций, хранящихся в музейных, архивных и библиотечных фондах.
Ключевые слова: фотограмметрия, 3D-моделирование, интерактивная мультипликация, веб-дизайн, полигональное моделирование.

Социально-психологические особенности работы с обучающимися по повышению процента оригинальности научно-исследовательских работ

Николай Александрович Котелевцев
37-45
Аннотация: Рассмотрены социально-психологические особенности работы с обучающимися по повышению процента оригинальности научно-исследовательских работ. Представлены результаты проведенного экспериментального исследования. В качестве детерминант, обуславливающих стремление к повышению научности и оригинальности работ членов учебных групп, выделены совместная деятельность и уровень развития коллектива. Установлена зависимость между внедрением технологий построения развивающих социальных сред по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву в образовательный процесс и развитием субъектных качеств, как личности, так и группы. В качестве гипотетического положения выдвинуто предположение о том, что степень включенности группы в социальную среду и уровень развития коллектива способствуют формированию у обучающихся установки на продуктивную совместную деятельность в рамках выполнения научно-исследовательских работ. Положительный социально-психологический климат в учебной группе и общий уровень мотивационных установок опосредуют вероятность высокой оригинальности научного текста у обучающихся. В исследовании приняло участие более 200 человек. В итоге установлено, что на фоне преобладания совместно-индивидуальной формы организации совместной деятельности у большинства обучающихся отмечается средний уровень оригинальности текста научно-исследовательских работ. В жизнедеятельность учебных групп вносились следующие изменения: внедрение совместно-взаимозависимой формы организации совместной учебной и воспитательной работы, организация научных кружков с включением в них испытуемых, введение рейтинговой оценки степени оригинальности текстов научно-исследовательских работ обучающихся. В результате нами наблюдались положительные динамические сдвиги как на качественном, так и количественном уровнях. Внедрение в жизнедеятельность групп совместно-взаимозависимой формы организации совместной учебной и воспитательной работы способствовало раскрытию научного потенциала обучающихся на фоне обучения (в научно-популярной и игровой форме) принципам построения научного текста, работе с методической литературой, организации исследовательской деятельности (от теоретического до экспериментального уровня). Таким образом, можно говорить о том, что выделенные социально-психологические компоненты способствуют развитию личностных качеств обучающихся, тем самым повышая степень их ответственности за достоверность и оригинальность предоставления теоретической и практической информации в рамках выполняемых научно-исследовательских работ.
Ключевые слова: оригинальность, развивающая социальная среда, мотивация, психологический климат, совместная деятельность.

Инициатива Европейского исследовательского консорциума по информатике и математике в области электронных библиотек

К. Питерс, К. Танос
Аннотация: The ERCIM Digital Library Initiative began in 1996 with the setting up of the DELOS Digital Library Working Group. The aim was to promote European research into the further development of digital library technologies, to stimulate the efficient and cost-effective implementation of digital library systems, to encourage collaboration between research teams working in the field, and to promote the transfer of knowhow and technology to the relevant application areas. We illustrate the main activities of the ERCIM DLI over the last three years, and discuss the intention to establish a forum for Digital Library activities in the future through the creation of a Network of Excellence. The areas in which this Network should be active are described.

Развитие информационной системы регистрации результатов интеллектуальной деятельности сотрудников научного учреждения

Светлана Александровна Власова, Николай Евгеньевич Каленов
770-793
Аннотация:

Описана разработанная авторами веб-система, реализующая сервисы, связанные с формированием и предоставлением многоаспектной информации о результатах научной деятельности (публикациях, авторских свидетельствах и докладах на научных мероприятиях) сотрудников организации или группы организаций. Система ориентирована как на конечного пользователя, заинтересованного в получении конкретных данных, так и на административный персонал, формирующий отчетные материалы для вышестоящей организации. Информационная база системы содержит связанные данные о следующих классах объектов: персоны (авторы), организации и их подразделения; публикации на аналитическом, монографическом и сводном уровнях; авторские свидетельства; научные мероприятия (конференции, симпозиумы, семинары); доклады. В состав системы входят два модуля – административный, предназначенный для ввода и редактирования данных, и пользовательский, который представляет собой специальный поисковый аппарат, осуществляющий поиск информации, ее визуализацию, навигацию по связанным ресурсам и экспорт данных. Отличительной особенностью системы является введенное понятие «эквивалентных» объектов. Эквивалентными считаются объекты, представленные в системе различными метаданными, но относящимися к одной физической сущности. Такими объектами являются «персоны», соответствующие одному автору с различными написаниями фамилии в библиографических описаниях публикаций; организации, имеющие различные варианты названий; статьи, опубликованные без изменений на различных языках. В соответствии с современными требованиями к отчетности по публикациям в системе отражаются источники финансирования научных исследований, а также аффилиации каждого автора, указанные в статьях.

Ключевые слова: научные труды, научная деятельность, автоматизированная система, база данных, отчеты, сетевые технологии.

Роль электронной среды академических знаний в повышении конкурентоспособности образовательных услуг

Евгений Николаевич Бабин
369-389
Аннотация:

Указаны противоречия и тенденции информатизации высшей школы. На основе обзора ряда исследований в области проблем электронной научно-образовательной среды и подробного изложения электронных сервисов Казанского национального исследовательского технического университета обоснована необходимость формирования открытой модели академических знаний университета. В статье изложены цель и функции открытой модели академических знаний, главным образом – для непрерывного образования и взаимодействия с бизнес-средой. В частности, предложены виртуальные центры компетенций как инструмент совместного с бизнес-средой управления образовательной и научной деятельностью для усиления конкурентоспособности образовательных услуг.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронный университет, система управления знаниями, организационные знания, академические знания, управленческие знания, образовательные услуги, компе-тентностный подход, университет, конкурентоспособность.

О взаимодействии единого цифрового пространства научных знаний с национальной электронной библиотекой

Анна Валерьевна Лопухина, Сергей Александрович Кириллов, Анастасия Геннадьевна Калина
1031-1054
Аннотация:

Статья посвящена вопросам взаимодействия Единого цифрового пространства научных знаний (ЕЦПНЗ) с Национальной электронной библиотекой (НЭБ). Приведены основные архитектурные особенности ЕЦПНЗ и задачи, решаемые в его рамках. Исследованы особенности структуры Национальной электронной библиотеки (НЭБ), технологии ее наполнения, проанализирован актуальный состав фондов. Рассмотрены правовые основы создания и функционирования НЭБ. Предложены направления взаимодействия ЕЦПНЗ с НЭБ.

Ключевые слова: ЕЦПНЗ, НЭБ, оператор НЭБ, информационные ресурсы, цифровой контент, электронные библиотеки.

Редкие и ценные издания в научной библиотеке Пермского государственного национального исследовательского университета: история и перспективы развития (к 100-летнему юбилею университета)

Т.В. Баринова
Аннотация: Краткая история формирования фонда редких изданий в Научной библиотеке Пермского государственного научного исследовательского университета. Обзор научной и практической деятельности по выявлению, обеспечению сохранности и актуализации книжных памятников. Вневедомственное сотрудничество, общественная и экскурсионно-просветительская деятельность. Поэтапное создание библиотечно-музейной экспозиции книжных памятников. Поиски новых путей актуализации фонда редких изданий.
Ключевые слова: история Пермского университета, история библиотеки, региональный центр «Книжные памятники Прикамья», цифровые библиотеки, экскурсионная деятельность, экспозиция книжных памятников.

Университетская библиотека в научно-исследовательском процессе вуза: опыт систематизации данных о публикационной активности

Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова, Светлана Александровна Морозова, Алексей Дмитриевич Матюшенко
923-941
Аннотация: Фундаментальная библиотека Герценовского университета традиционно является ключевым звеном в цепи построения эффективной научно-исследовательской деятельности университета и ее воплощения в публикациях. Новым этапом данной деятельности стали создание и развитие библиотекой программного модуля, функционирующего в РГПУ им. А. И. Герцена и позволяющего в режиме реального времени осуществлять вывод структурированных текущих и сравнительных данных о наукометрических показателях преподавателей и научных сотрудников университета. Программный модуль был создан на основе взаимодействия базы данных с API наукометрических ресурсов: Российский индекс научного цитирования, Scopus и Web of Science с целью дальнейшей обработки и систематизации получаемых данных. Особое внимание авторами уделено перспективам развития созданного комплекса и возможностям интеграции данных, в том числе, уже реализованной синхронизации сведений с профилями преподавателей на сайте университета.
Ключевые слова: индексы цитирования, наукометрия, наукометрические показатели, базы данных, информационные системы, программные модули, API.

Научно-исследовательская деятельность будущих учителей математики в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++

Марина Викторовна Овчинникова
413-419
Аннотация: Кратко охарактеризованы изменения основных видов профессиональной деятельности будущих учителей математики, описан опыт организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей математики на уровне бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: будущий учитель математики, научно-исследовательская деятельность, педагогическая экспертиза.

Применение методов компьютерного зрения к распознаванию старотатарского текста

Искандер Айратович Валишин
448-477
Аннотация:

Разработан инструмент, распознающий строки, слова и арабские символы с отсканированного изображения. Рассмотрены возможности и перспективы применения инструмента в исследовательской деятельности. Приведены результаты экспериментов по проверке работоспособности инструмента на примере старотатарских оцифрованных произведений.

Ключевые слова: YOLO, распознавание арабских символов, нейронные сети, компьютерное зрение.

Специализация использования микрокомпьютеров

Феликс Освальдович Каспаринский
746-769
Аннотация: С 2015 года в информационной среде появились микрокомпьютеры (микроПК), представляющие собой компактный системный блок с минимальным функционалом без периферии. В статье представлены результаты анализа использования 6 различных микрокомпьютеров в различных сферах деятельности. Цель исследования – определить лимитирующие факторы, влияющие на эффективность целевого применения микрокомпьютеров. Установлено, что для научно-образовательных презентаций, офисной и трейдерской деятельности в настоящее время целесообразно использовать безвентиляторные микрокомпьютеры с перфорированным корпусом и внутренней WiFi-антенной, не менее 4 Гб оперативной и 64 Гб постоянной памяти, разъёмом карты памяти microSD (TF, не менее 128 Гб, файловая система NTFS), графическим ускорителем GPU Intel HD Graphics, интерфейсами USB3.0 и HDMI. На основе сравнительных экспериментов созданы методические рекомендации по оптимизации конфигурирования аппаратно-программной среды микрокомпьютеров в стационарных и мобильных условиях. Проанализированы проблемы крупных обновлений Windows 10, а также совместимости программного обеспечения Microsoft Store и сторонних производителей. Рекомендовано специализировать отдельные микрокомпьютеры для работы с 32-битными приложениями; бухгалтерскими и криптографическими программами; а также проведения презентаций с их видеозаписью. Предложены варианты оптимального конфигурирования меню «Пуск» рабочего стола Windows 10. Сделан вывод, что специализация аппаратно-программной конфигурации современных микрокомпьютеров позволяет увеличить эффективность работы с применением одиночных устройств и их сопряжённых систем в соответствии со стандартами BYOD (Bring Your Own Device).
Ключевые слова: микрокомпьюрер, микроПК, Windows 10, конфигурация, наука, образование, бизнес, трейдинг, BYOD.

Информационное обеспечение экспертной оценки заявок в конкурсах федеральной целевой программы

Светлана Михайловна Гарина, Татьяна Викторовна Модянова
567-578
Аннотация: Экспертиза в научно-технической сфере имеет более чем трехсотлетнюю историю и за это время во внешних своих формах претерпела существенные изменения. Компьютерные технологии повлияли на процессы организации экспертизы особенно сильно. В статье описана процедура организации экспертизы в конкурсах на получение финансирования в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Разработанные специализированные информационные системы и сервисы, использующие новые технологические средства поиска и обработки данных, дают возможность эксперту всесторонне и глубоко оценить объект экспертизы. Информационная поддержка охватывает все стороны организации экспертизы и деятельности экспертов. Процедура организации экспертизы, используемая в ФГБНУ «Дирекция научно технических программ», и ее информационно-аналитическое сопровождение обеспечивают функционирование современной системы независимой научно-технической экспертизы, позволяют повысить качество оценки проектов и одновременно с этим снизить трудоемкость процесса организации экспертизы и, как следствие, организовывать экспертизу в больших объемах, в сжатые сроки и с минимальными издержками.
Ключевые слова: научно-техническая экспертиза, организация экспертизы, информационное обеспечение, конкурсный отбор, критерии оценки, экспертная оценка, эксперт, информационная система, информационный сервис.

Подготовка учителя информатики в условиях современной образовательной среды педагогического вуза

Ольга Павловна Жигалова
65-71
Аннотация: Определены профессиональные задачи, которые необходимо решать учителю информатики в условиях цифровой образовательной среды. Автором представлен опыт организации и сопровождения научно – исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, связанной с изучением области применения цифровых технологий в образовании.
Ключевые слова: педагогическое образование, бакалавр педагогического образования, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, условия организации профессиональной подготовки учителя.

О проектном подходе в обучении студентов информационных направлений подготовки

Игорь Иванович Василишин, Евгений Сергеевич Хаймин, Людмила Эдуардовна Хаймина
210-215
Аннотация: Рассмотрен проектный подход в организации математической подготовки студентов по информационным направлениям подготовки. Дано краткое описание образовательных и исследовательских проектов.
Ключевые слова: проекты, образовательная деятельность, математическая подготовка, электронная среда, цифровая экономика.

Алгоритм определения переводов статей с использованием статистических данных

Александр Сергеевич Козицын, Сергей Александрович Афонин, Андрей Александрович Зензинов
494-505
Аннотация: В настоящее время происходит активное внедрение наукометрических систем для автоматизации процесса анализа эффективности деятельности научных организаций с целью применения различных методов стимулирования научной деятельности. Одними из наиболее важных индикаторов являются количество публикаций и их цитируемость. Для оценки этих показателей необходимы средства автоматизированного построения связей между оригинальными статьями и их переводами. В настоящей работе проанализированы существующие методы оценки близости оригинального текста и его возможного перевода, показана их недостаточная эффективность для построения связей между статьями и описаня разработанный авторами метод автоматического поиска переводов статей в больших коллекциях библиографических данных. Особенностью разработанного алгоритма является использование статистических данных о публикации статей в различных журналах и информации о соавторах анализируемых статей. Представленный в настоящей работе алгоритм позволяет осуществлять поиск переводов статей без предварительной настройки на заданные пары языков оригинала и перевода статьи, а также не требует использования больших коллекций обучающих выборок. Апробация программной реализации алгоритма проводилась в наукометрической системе Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова. Результаты тестирования показали ее достаточную эффективность и возможность использования разработанного алгоритма для автоматического построения рекомендаций пользователям для отметки в системе переводных версий статей.
Ключевые слова: библиографические данные, анализ графов, перевод, статья, статистика, наукометрия, цитирование, автоматизированные системы.

Периоды военных испытаний в истории Национальной библиотеки республики татарстан (1941–1945 гг.)

Римма Узбековна Елизарова
391-400
Аннотация: Рассмотрены направления деятельности Республиканской библиотеки Татарской АССР им. В.И. Ленина в период Великой Отечественной войны. Выделены характерные для данного периода тенденции, заключающиеся в изменении состава читательских групп, развитии передвижных библиотечных пунктов, перенесении центра тяжести в обслуживании читателей на военную тематику, снижении динамики комплектования литературы, неукомплектованности библиотечного персонала и ухудшении условий его труда.
Ключевые слова: Республиканская библиотека Татарской АССР им. В.И. Ленина, Великая Отечественная война, обслуживание читателей, комплектование литературы, справочно-библиографическая работа, кадры.
1 - 16 из 16 результатов
Информация
  • Для читателей
  • Для авторов
  • Для библиотек
Отправить материал
Текущий выпуск
  • Логотип Atom
  • Логотип RSS2
  • Логотип RSS1

Электронные библиотеки

ISSN 1562-5419

Информация

  • О журнале
  • Цели и задачи
  • Тематика
  • Руководство для авторов
  • Отправка материалов
  • Заявление о конфиденциальности
  • Контакты
  • eLIBRARY.RU
  • dblp computer science bibliography

Отправить статью

Авторам нужно зарегистрироваться в журнале перед отправкой материалов, или, если вы уже зарегистрированы, можно просто войти со своей учетной записью и начать процесс отправки, состоящий из пяти шагов.

Отправить материал
Больше информации об этой издательской системе, платформе и рабочем процессе от OJS/PKP.

© 2015-2025 Казанский (Приволжский) федеральный университет; Институт развития информационного общества