Разработка адаптивной системы генерации игровых квестов и диалогов на основе больших языковых моделей
Main Article Content
Аннотация
Рассмотрена проблема создания динамических нарративных систем для видеоигр с интерактивностью в реальном времени. Представлены разработка и тестирование компонента интеграции GPT для генерации диалогов, выявившие критическое ограничение облачных решений – задержку в 30 с., неприемлемую для игрового процесса. Предложена гибридная архитектура адаптивной системы, сочетающая LLM с механизмами обучения с подкреплением. Особое внимание уделяется решению проблем консистентности игрового мира и управлению долгосрочным контекстом взаимодействий с NPC через RAG-подход. Обоснован переход к парадигме Edge AI с применением методов квантования для достижения целевой задержки 200–500 мс. Разработаны метрики оценки персонализации и динамической адаптации контента.
Article Details
Библиографические ссылки
2. Inworld. Future of NPCs report // inworld [Electronic resource]. – February 2023. URL: https://www.inworld.ai/blog/future-of-npcs-report
3. Sweetser P. Large language models and video games: A preliminary scoping review // Proceedings of the 6th ACM Conference on Conversational User Interfaces. 2024. P. 1–8.
4. Wang Q. et al. GenQuest: An LLM-based Text Adventure Game for Language Learners // arXiv preprint arXiv:2510.04498. 2025.
5. Hardiman J.P.W. et al. AI-powered dialogues and quests generation in role-playing games using Google's Gemini and Sentence BERT framework // Procedia Computer Science. 2024. Vol. 245. P. 1111–1119.
6. Ashby T. et al. Personalized quest and dialogue generation in role-playing games: A knowledge graph-and language model-based approach // Proceedings of the 2023 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2023. P. 1–20.
7. Bolshakov E.S., Kugurakova V.V. Generative simulation of a game environment in real time // Russian Digital Libraries Journal. 2025. Vol. 28, No. 2. P. 188–212 (In Russian).
8. Nurygayanov N.R., Kugurakova V.V. An approach to creating a corpus of video game texts based on a universal structure // Russian Digital Libraries Journal. 2024. Vol. 27, No. 4. P. 578–597 (In Russian).
9. Akoury N., Yang Q., Iyyer M. A framework for exploring player perceptions of llm-generated dialogue in commercial video games // Findings of the Association for Computational Linguistics: EMNLP 2023. P.2295–2311.
10. Jin C., Cao P., Zaïane O. Role-Playing Based on Large Language Models via Style Extraction // International Conference on Neural Information Processing. Singapore: Springer Nature Singapore, 2024. P. 433–447.
11. Tseng Y.M. et al. Two tales of persona in llms: A survey of role-playing and personalization // arXiv preprint arXiv:2406.01171. 2024.
12. Trofimchuk V.T. Development of a component for GPT integration into video games: Bachelor's qualifying work, spec. 09.03.04 – Software Engineering, scientific supervisor Khafizov M.R., Kazan Federal University, Institute of Information Technology and Intelligent Systems, 2024. 54 p.
URL: https://kpfu.ru/student_diplom/10.160.178.20_FLP3APBW54SAM3JYPPT73DBLRFUS75DXQEBT_Z5F6LD7O0KAF7_F_Trofimchuk.pdf (In Russian)
13. Abdelrahman E. Edge AI and Edge Computing: Powering Real-Time Intelligence [Electronic resource] // Ultralytics. URL: https://www.ultralytics.com/ru/blog/edge-ai-and-edge-computing-powering-real-time-intelligence
14. Kuderin D. Edge AI: how neural networks work on devices with limited resources [Electronic resource] // TProger. URL: https://tproger.ru/articles/edge-ai--kak-rabotayut-nejroseti-na-ustrojstvah-s-ogranichennymi-resursami (In Russian).
15. Martindale J. Input lag and response time aren’t the same. Here’s which is more important [Electronic resource]. 2024. URL: https://www.digitaltrends.com/computing/input-lag-vs-response-time/
16. Kugurakova V.V. A formal approach to spatio-temporal modeling of game systems // Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Fiziko-Matematicheskie Nauki. 2024. Vol. 166, No. 4. P. 532–554 (In Russian).
17. Chen B. Optimization Strategies for Role-Playing Games Based on Large Language Models // Proceedings of the 2nd International Conference on Data Science and Engineering: ICDSE 2025. P. 632–637.
18. Sakhibgareeva G.F., Kugurakova V.V., Bolshakov E.S. Game balancing tools // Russian Digital Libraries Journal. 2023. Vol. 26, No. 2. P. 225–251 (In Russian).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Представляя статьи для публикации в журнале «Электронные библиотеки», авторы автоматически дают согласие предоставить ограниченную лицензию на использование материалов Казанскому (Приволжскому) федеральному университету (КФУ) (разумеется, лишь в том случае, если статья будет принята к публикации). Это означает, что КФУ имеет право опубликовать статью в ближайшем выпуске журнала (на веб-сайте или в печатной форме), а также переиздавать эту статью на архивных компакт-дисках журнала или включить в ту или иную информационную систему или базу данных, производимую КФУ.
Все авторские материалы размещены в журнале «Электронные библиотеки» с ведома авторов. В случае, если у кого-либо из авторов есть возражения против публикации его материалов на данном сайте, материал может быть снят при условии уведомления редакции журнала в письменной форме.
Документы, изданные в журнале «Электронные библиотеки», защищены законодательством об авторских правах, и все авторские права сохраняются за авторами. Авторы самостоятельно следят за соблюдением своих прав на воспроизводство или перевод их работ, опубликованных в журнале. Если материал, опубликованный в журнале «Электронные библиотеки», с разрешения автора переиздается другим издателем или переводится на другой язык, то ссылка на оригинальную публикацию обязательна.
Передавая статьи для опубликования в журнале «Электронные библиотеки», авторы должны принимать в расчет, что публикации в интернете, с одной стороны, предоставляют уникальные возможности доступа к их материалам, но, с другой, являются новой формой обмена информацией в глобальном информационном обществе, где авторы и издатели пока не всегда обеспечены защитой от неправомочного копирования или иного использования материалов, защищенных авторским правом.
При использовании материалов из журнала обязательна ссылка на URL: http://rdl-journal.ru. Любые изменения, дополнения или редактирования авторского текста недопустимы. Копирование отдельных фрагментов статей из журнала разрешается для научных исследований, персонального использования, коммерческого использования до тех пор, пока есть ссылка на оригинальную статью.
Запросы на право переиздания или использования любых материалов, опубликованных в журнале «Электронные библиотеки», следует направлять главному редактору Елизарову А.М. по адресу: amelizarov@gmail.com
Издатели журнала «Электронные библиотеки» не несут ответственности за точки зрения, излагаемые в публикуемых авторских статьях.
Предлагаем авторам статей загрузить с этой страницы, подписать и выслать в адрес издателя журнала по электронной почте скан Авторского договора о передаче неисключительных прав на использование произведения.