Варианты видеолекций
Main Article Content
Аннотация
Статья посвящена типологии основных вариантов видеолекций (https://vimeo.com/showcase/6184718), отличающихся дидактической ценностью и трудоёмкостью создания. Для каждого варианта видеолекций определены ключевые условия эффективного формирования и использования. Особое внимание уделено вопросам оптимизации аппаратного обеспечения для создания различных вариантов видеолекций в условиях очного и дистанционного обучения.
В качестве базового варианта рассматривается видеозапись демонстрации презентации PowerPoint с речевыми и графическими комментариями слайдов. Стандартный профильный вариант — отснятый слева экран (доска) с лектором в профиль — рекомендуется использовать при дефиците места в аудитории. При наличии видеокамеры с оптикой, обеспечивающей сохранение детализации изображений наглядных материалов, предпочтительным вариантом видеолекции является стандартный фронтальный, отснятый из дальнего конца аудитории. Дидактически оптимизированный монтаж видеолекции позволяет комбинировать высококачественную запись наглядных материалов базового варианта с любыми видеозаписями действий преподавателя. Интегративные варианты видеолекций создаются посредством оверлейной вставки видеозаписи действий преподавателя поверх специально предназначенного инвариантного места в дизайне слайдов базового варианта видеолекции. Предложены варианты адаптации дизайна презентаций PowerPoint для формирования базового и интегративного варианта видеолекций. Наивысшее соотношение «дидактическое качество/ресурсоёмкость» достигается при создании интегративных видеолекций непосредственно в процессе очных и дистанционных занятий.
Article Details
Библиографические ссылки
URL: https://istina.msu.ru/publications/article/3559014/.
2. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Профессиональные интернет-видеолекции // Научный сервис в сети Интернет: многообразие суперкомпьютерных миров. Труды Международной суперкомпьютерной конференции (22–27 сентября 2014 г., г. Новороссийск). М.: Издательство МГУ, 2014. С. 432–435.
URL: https://agora.guru.ru/abrau2014/pdf/432.pdf.
3. Gallardo D. Easy navigation for your videos with Chapters // Vimeo blog, 29.01.2020. URL: https://vimeo.com/blog/post/easy-navigation-for-your-videos-with-chapters/.
4. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Информационно-навигационный сервис сетевых аудиовизуальных ресурсов // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17–22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2018. С. 284–294.
URL: https://doi.org/10.20948/abrau-2018-42.
5. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Дидактически целенаправленное использование информационного инструментария // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ–2012). Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГИУ, 2012. С. 74–85.
URL: https://istina.msu.ru/publications/article/1769099/.
6. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Организация high-touch формы дистанционного обучения посредством Skype-видеоконференций // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ–2015). Материалы Международной конференции 11 декабря 2015 г. г. Жуковский: АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2016. С. 42–45.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27225408_77128884.pdf .
7. Kasparinsky F. The Organization of the Use of Audiovisual Recordings of Synchronous Lessons in the Process of Distance Learning // CEUR Workshop Proceedings. 2020. Vol. 2543. P. 172–184.
URL: http://ceur-ws.org/Vol-2543/rpaper16.pdf.
8. Каспаринский Ф.О. Аудиовизуальная запись синхронных занятий при очном и дистанционном обучениях // Электронные библиотеки. 2020. Т. 23, вып. 3. Тематический выпуск «Научный сервис в с-ети Интернет». Часть 1, 2020. С. 451–472. URL: https://elbib.ru/article/view/598/693.
9. Каспаринский Ф.О. Универсальная адаптация онлайн-учебников к разнообразным пользовательским устройствам // Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ–2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции. г. Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. С. 94–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32696165.
10. Каспаринский Ф.О. Публикация интернет-ресурсов дистанционного обучения в соответствии со стандартом BYOD // Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ–2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции. г. Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. С. 89–94.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32696164.
11. Каспаринский Ф.О. Интернет-сервис интегративного учебного курса «Естествознание» // Научный сервис в сети Интернет: труды XXII Всероссийской научной конференции (21–25 сентября 2020 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2020. С. 307–361. URL: https://doi.org/10.20948/abrau-2020-19.
Представляя статьи для публикации в журнале «Электронные библиотеки», авторы автоматически дают согласие предоставить ограниченную лицензию на использование материалов Казанскому (Приволжскому) федеральному университету (КФУ) (разумеется, лишь в том случае, если статья будет принята к публикации). Это означает, что КФУ имеет право опубликовать статью в ближайшем выпуске журнала (на веб-сайте или в печатной форме), а также переиздавать эту статью на архивных компакт-дисках журнала или включить в ту или иную информационную систему или базу данных, производимую КФУ.
Все авторские материалы размещены в журнале «Электронные библиотеки» с ведома авторов. В случае, если у кого-либо из авторов есть возражения против публикации его материалов на данном сайте, материал может быть снят при условии уведомления редакции журнала в письменной форме.
Документы, изданные в журнале «Электронные библиотеки», защищены законодательством об авторских правах, и все авторские права сохраняются за авторами. Авторы самостоятельно следят за соблюдением своих прав на воспроизводство или перевод их работ, опубликованных в журнале. Если материал, опубликованный в журнале «Электронные библиотеки», с разрешения автора переиздается другим издателем или переводится на другой язык, то ссылка на оригинальную публикацию обязательна.
Передавая статьи для опубликования в журнале «Электронные библиотеки», авторы должны принимать в расчет, что публикации в интернете, с одной стороны, предоставляют уникальные возможности доступа к их материалам, но, с другой, являются новой формой обмена информацией в глобальном информационном обществе, где авторы и издатели пока не всегда обеспечены защитой от неправомочного копирования или иного использования материалов, защищенных авторским правом.
При использовании материалов из журнала обязательна ссылка на URL: http://rdl-journal.ru. Любые изменения, дополнения или редактирования авторского текста недопустимы. Копирование отдельных фрагментов статей из журнала разрешается для научных исследований, персонального использования, коммерческого использования до тех пор, пока есть ссылка на оригинальную статью.
Запросы на право переиздания или использования любых материалов, опубликованных в журнале «Электронные библиотеки», следует направлять главному редактору Елизарову А.М. по адресу: amelizarov@gmail.com
Издатели журнала «Электронные библиотеки» не несут ответственности за точки зрения, излагаемые в публикуемых авторских статьях.
Предлагаем авторам статей загрузить с этой страницы, подписать и выслать в адрес издателя журнала по электронной почте скан Авторского договора о передаче неисключительных прав на использование произведения.